Драма Чадского в комедии «Горе от ума»

Писатель не ограничивается показом нравов барского общества в комедии «Горе от ума». В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского народа. И в этом отношении он близок к писателям-декабристам, которые в своих произведениях стремились к воспроизведению национального характера русского народа, к применению в литературе национально-исторического принципа изображения действительности.

Однако национальный характер понимался ими романтически, отвлеченно, как нечто, присущее данной нации во все времена ее исторического

бытия. Грибоедов же идет дальше декабристов. Он стремится раскрыть проявление национальных черт русского народа в определенную историческую эпоху, а именно в свете событий 1812 года.

Давая конкретно-историческое изображение общественной среды и ее воздействия на личность человека, Грибоедов должен был задуматься и над вопросом о том, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие его характера. Писатель подчеркивает роль воспитания и просвещения в формировании личности своих героев. Особенности воспитания наложили свой отпечаток на Софью. Влияние воспитания определяет мировоззрение Чацкого.

Как

и Пушкин в первой главе романа «Евгений Онегин», Грибоедов подробно, насколько это было возможно в комедии, останавливается на особенностях воспитания дворянской молодежи.

Таким образом, в «Горе от ума» мы сталкиваемся с новым, полностью сложившимся в творчестве Пушкина, методом художественного отображения действительности. Этот метод характеризуется показом всех явлений и событий в их взаимной обусловленности, подчеркиванием роли объективной действительности — общественной среды, жизненных обстоятельств, воспитания. В соответствии с передовыми идеями материалистической мысли XVIII-начала XIX в. жизненные столкновения и характеры людей, показаны в «Горе от ума» в тесной связи с общественными нравами.

Известно, что основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Эта особенность реализма вполне проявилась уже в «Горе от ума». Писатели XVIII в. также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но отсутствие конкретно-исторического изображения действительности приводило к тому, что созданные ими типы в большинстве случаев представляли собою абстрактное, условное выражение того или другого общественного явления, носителей определенных положительных или отрицательных нравственных качеств.

Таковы типы, созданные Кантемиром в его сатирах. Фонвизин в большей мере приближается к реализму при изображении отрицательных персонажей, придавая им живые, конкретные черты. Но его положительные типы продолжали оставаться условными, моральными категориями.

Да и на изображении отрицательных типов сказался рационалистический, однолинейный подход.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого. Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты. Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает: «Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный.

Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного. Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия. Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.




Драма Чадского в комедии «Горе от ума»