Драматургия Андреева Л. Н

Андреев выступал как драматург с 1905 года, но первые опыты были не совсем удачны. Писатель искал в драме наиболее действенные формы отражения эпохи высокого драматического напряжения. Драматургия Андреева периода русской революции 1905-1907 годов — это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах «К звездам» и «Савва» . В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную и выявил их равнозначность

в формировании высших ценностей человечества.

Вторая пьеса посвящена изображению анархического бунта героя против предрассудков толпы. В пьесах проявляется способность автора к объективному анализу революции, но все же преобладает в них дух романтического максимализма.

Одним из поводов для создания пьесы «Жизнь Человека» стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живет как бы вне истории, но все же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям Андреева о смысле жизни

и поисках художественной формы. Он писал К. Г1.

Пятницкому: «Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут».

Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя…» Некоторые художественные новации писателя, особенно в драматургии, предопределили эстетические и идейные искания экспрессионизма. Некто в сером олицетворяет в драме судьбу; он выполняет и роль глашатая, сообщает читателю о ходе событий, о судьбе героя.

Столкновение Человека с Некто в сером перечеркивает свершения Человека, ведет его к трагическому концу. Некто обращается к зрителю: «Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом».

Лучшей сценой в пьесе Л. Андреев считал бал. Обратите внимание, что эта сцена вводится в пьесу ремаркой: «Вдоль стены, на золоченых стульях, сидят гости, застывшие в чопорных позах. Туго двигаются, едва ворочая головами, так же туго говорят, не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга и отрывисто произнося, точно обрубая, только те слова, что вписаны в текст.

У всех руки и кисти точно переломлены и висят тупо и надменно. При крайнем, резко выраженном разнообразии лиц все они охвачены одним выражением: самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека».

Закончив работу над драмой «Жизнь Человека», Л. Н. Андреев четко сформулировал свою цель: «Хочу реформировать драму». В письме к К. С. Станиславскому он раскрывает суть этой реформы: «Если в Чехове и даже Метерлинке сцена должна дать жизнь, то здесь, в этом представлении, сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать… что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то: «и горе, и радость должны быть только представлены, причем возможно холоднее и отвлеченнее»». Обратите внимание на особенности стиля драмы.

Повторение реплик создает автоматизм действия. Гости, присутствующие на балу произносят одну и ту же фразу: «Как богато. Как пышно. Как светло. Какая честь.

Честь. Честь. Честь». Жесты — механические, фигуры безличны. Композиция состоит из ряда обобщающих фрагментов — «ступеней» человеческой жизни. Чувства и эмоции Человека выражены при помощи гиперболы.

Контрастна световая и цветовая гамма.

В. Э. Мейерхольд осуществил сценическую постановку пьесы в 1907 году. «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» присудило Андрееву за эту работу премию имени А. С. Грибоедова.

Затем были написаны драмы «Царь Голод» , «Анатэ-ма» и др. С 1912 по 1916 год Андреев создал одиннадцать пьес и ряд сатирических миниатюр, в которых отразилась напряженная внутренняя жизнь героев. Воздействие пошлой обыденности на человеческую душу приобрело предельно трагическое звучание. Андреев хотел показать в драматургии поиск человеком высших ценностей.

Так родилась идея «театра панпсихэ». Писатель всегда восхищался драматургией Чехова, но решил идти дальше. В его драмах обыденное существование предельно упрощается, обедняется, сквозь него проступает напряженное духовное, внутреннее действие. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего «мирового сознания» с низменным существованием.

В этом заключалась «трагедия повседневности», преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.




Драматургия Андреева Л. Н