Драматургия Шиллера: «Разбойники» и «Вильгельм Телль»

Драма Шиллера «Разбойники» — трагедия о дисгармонии в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях. Узнав о жестоких преступлениях своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как свидетельство несправедливости всего мира и взял на себя роль мстителя. Но форма его мести — разбойничество — противоречила его высоким намерениям. «Разбойники» открыли новый тип драмы — лирический, политически направленный, эмоциональный. Особое значение приобрела драма «Коварство и любовь» , которую автор определил

как «мещанскую трагедию» — популярный в просветительской литературе жанр.

До этого персонажами трагедий были лишь монархи и вельможи, а мещан разрешалось изображать лишь в трагедиях. Интерес к историческому прошлому был показан в драме «Заговор Фиеско в Генуе» . С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштайн» , которая, в конце концов, образовала трилогию.

По определению самого поэта, темой его произведения является трагическая судьба Европы. Такого же трагического звучания приобрела драма «Мария Стюарт» , сюжет которой взят из истории Англии XVI столетия. В своем произведении

«Орлеанскую деву» Шиллер сделал более сложной и идеализировал образ французской народной героини Жанны Д’Арк.

Мотив борьбы между обязанностью и чувством героини стал частью конфликта выдающегося и естественного человека с предубежденным миром.

«Вильгельм Телль». Последнюю свою завершенную пьесу «Вильгельм Телль» автор задумал как народную драму. Ее народность заключается в направленности против тирании, в призыве к национальному освобождению, который актуально звучал в то время в Германии.

Действие пьесы происходит в трех «лесных кантонах» — Швиц, Ури и Унтервальден, которые, объединившись в 1291 году, составили основу Швейцарского Союза в борьбе против австрийского господства Габсбургов. Простые люди страдают от своеволия наместников австрийского императора. В драме описывается борьба народа против захватчиков.

Создавая образ Вильгельма Телля, автор использовал швейцарскую сагу о мастерском лучнике.

К этому образу обращались поэты и драматурги не только в Германии, особенно усилилось внимание к этому персонажу в годы Французской революции. В начальных эпизодах драмы Вильгельм Телль — человек мирный и спокойный, он охотно помогает людям в беде, живет уединенно с женой и сыном Вальтером и не собирается ни с кем вступать в конфликт. Однако честь не позволяет ему терпеть унижение.

Ненависть к имперскому наместнику Геслеру и стремление мести появляются после того, как ему задали жестокое испытание: за то, что он не кланялся герцогской шляпе, Геслер заставляет Телля сбить стрелой яблоко на голове сына.

Выстрел оказался удачным, но после этого Телль решил убить наместника. Он подстерег Геслера в горном ущелье и поразил обидчика стрелой в сердце. Смерть Геслера поднимает народ на восстание за свободу Швейцарии.

В драме изображены образы не только представителей народа, а и вельмож, которые не поддерживали власть австрийцев и защищали своих крестьян. Это местный барон Аттингаузен и его племянник Руденц.




Драматургия Шиллера: «Разбойники» и «Вильгельм Телль»