Древнегреческая лирика VII-V вв. до н. э

Историко-теоретический подход подчеркивает необходимость учитывать изменчивость содержания терминов в зависимости от эпохи и региона. Подтверждением этому является использование термина «лирика». «Лирический поэт» — понятие, введенное античными учеными из Александрии для обозначения поэтов, которые, в отличие от поэтов эпических, использовавших гекзаметр, писали свои стихи другими метрами.

Таким образом, древнегреческая лирика — это не песни, сопровождаемые игрой на лире, и это не род литературы, в котором первичен не

объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому, как лирика понимается в наше время, а поэзия, имеющая метрическую форму, отличную от гекзаметра. По используемому метру древнегреческая лирика делилась на элегию, ямб и мелос. Однако совокупности этих форм соответствовало общее содержание, противопоставлявшее лирику эпосу: если эпос в основном говорил о прошлом, о богах и героях, то лирика в основном повествовала о настоящем, в том числе о чувствах поэта.

На этой основе впоследствии определилось новое, близкое к современному, понимание лирической поэзии.

Произведения, написанные элегейоном —

элегическим дистихом, назывались элегиями. Каллин. Первым элегиком, имя которого дошло до нас, был Каллин, уроженец г. Эфеса. От него остались лишь 23 стихотворных строки.

Когда киммерийцы вторглись в Малую Азию, Каллин в своей элегии призвал юношей Эфеса защитить родину: Будете спать вы доколе? Когда мощный дух обретете, Юноши? Даже людей, окрест живущих, и тех Вы не стыдитесь средь лени безмерной? Вы мните, что в мире Жизнь провождаете?

Нет!- всюду война на земле! По этим стихам можно понять как содержание первых элегий, так и форму элегейона. Развитие жанровых разновидностей элегии связано с именами таких поэтов VII-VI вв. до н. э., как Солон, Ксенофан, Тиртей, Мимнерм, Феогнид и др.

В наставлении Феогнида своему любимцу Кир-ну, где, в частности, говорится о бессмертии в памяти людей, которое дает поэзия, ученые видят один из источников той оды Горация, подражанием и развитием которой стал «Памятник» А. С. Пушкина.

Ямбическая поэзия. По преданию, Деметра после похищения ее дочери Персефоны пребывала в горе, пока ее не рассмешила непристойными шутками служанка элевсинского царя Келея Ямба. В память Ямбы во время Элевсинских мистерий, посвященных Деметре, было принято осмеивать участников процессии.

Если греки так представляли себе возникновение ямба, то современная наука выводит термин из названия музыкального инструмента, которым сопровождалось исполнение ямбов. Ямбы — стихи обычно шуточного или сатирического содержания, написанные ямбом.

Это размер, в котором первый слог краткий, второй долгий. Существовало несколько вариантов замен кратких слогов на долгие и наоборот; обычно в строке использовались триметры — 6-стопные ямбы или диметры — 4-стопные ямбы, их чередования или сочетания с другими размерами. Аристотель говорил о близости ямба к разговорной речи.

Архилох. Архилох — древнейший представитель ямбической поэзии. Аристотель отмечал многообразие созданных им ямбических форм, хотя, вслед за Платоном, осуждал за грубость нападок в его стихах.

Например, после ссоры с отцом своей возлюбленной Необулы Ликамбом Архилох написал довольно злой ямб: Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб, Кто разума лишил тебя? Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе Ты служишь всем посмешищем.

Но ямбы Архилоха не обязательно связаны с насмешкой.

В них нередко появляются размышления поэта: О многозлатом Гигесе не думаю И зависти не знаю. На деяния Богов не негодую. Царств не нужно мне: Все это очень далеко от глаз моих.

{Перевод В. Вересаева) Гиппонакт. Гиппонакт изобрел разновидность ямба — холиямб, еще больше приближающий поэзию к разговорной речи.

Обращение к обыденности отмечается и в содержании его стихов: Я злу отдам усталую от мук душу, Коль не пришлешь ты мне ячменных круп меру. Молю не медлить.

Я ж из круп сварю кашу, Одно лекарство от несчастья мне: каша! Перевод Вяч. Иванова Мелика. Вокальная лирика, в которой поэзия соединялась с пением и танцем.

Виды мелики различались по типу мелодии. Дорийский мелос. Дорийский мелос, основанный на дорийской гармонии и связанный с религиозными церемониями, представлен прежде всего поэзией его основателя Терпандра, который, по свидетельству Плутарха, четыре раза побеждал на поэтических состязаниях в Дельфах — Пифийских играх.

Другой поэт этого направления — Фалет. Он ввел в поэзию четырехстопные размеры — пеоны, органично сочетавшиеся с быстрыми ритмами танцев его родины Крита, которыми сопровождалось исполнение песен. Эолийский мелос. Эолийский мелос, развившийся на острове Лесбос и основанный на эолийской гармонии, был связан с политической жизнью и выражением личных чувств попов.

Он представлен именами Алкея и Сапфо.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Древнегреческая лирика VII-V вв. до н. э