Древние поучения на воскресные дни Великого поста
СБОРНИКИ УСТОЙЧИВОГО СОСТАВА. В древнерусской книжности особенно широкое распространение получили сборники. Это могли быть «сборники смешанного содержания», включавшие в свой состав произведения различных жанров: жития, «слова», поучения,, апокрифы, летописные отрывки, выписки из церковно-канонических книг и др. произведения, причем их последовательность, как и сам состав, были индивидуальны и определялись интересами переписчика сборника.
В отличие от таких сборников в С. У. С. должны были читаться в определенной последовательности
Совершенно необходимым для богослужения являлся календарный сборник Пролог, включавший на каждый день года от 1 сентября до 31 августа краткие жития и иные статьи Помимо Пролога календарными С. У. С. являлись Златоуст
Златоуст содержал «слова» и поучения, приуроченные к дням пасхального цикла. Он встречается в трех разновидностях. В Златоуст постный входили статьи, приуроченные к воскресным и некоторым будним дням недель, предшествующих Великому посту, затем — неделям поста и дню Пасхи. Златоуст пятидесятый содержал дополнительно к этому статьи, приуроченные к восьми неделям после Пасхи, и завершался «Словом на неделю всех святых» . Наконец, Златоуст годовой содержал в дополнение к Златоусту пятидесятному еще «слова» на воскресные дни 36 недель, «после недели всех святых» и охватывал, таким образом, весь год.
Статьи Златоуста — это в основном поучения на морально-этические темы, а также «слова», истолковывающие или прославляющие события, которым посвящен праздник: «на воскресение друга Христова Лазаря», «о сошествии Иоанна Предтечи в ад», «на воскресение Христово», «на вознесение Господне» и др. Авторами этих «слов» и поучений были как византийские, так и русские авторы: известен цикл «слов» Кирилла Туровского на Пасху и послепасхальные недели. Как С. У. С. Златоуст сложился по крайней мере в XV в, хотя подборки «слов», приуроченных к дням пасхального цикла, встречаются в древнерусской книжности и ранее
Торжественником именовался календарный сборник, в котором статьи группировались по месяцам, на каждый месяц приходились определенные жития почитаемых в этот месяц святых, торжественные «слова» на отмечавшиеся в этот месяц празднества Рождество Богородицы, Воздвижение креста. Введение в храм, Рождество Христово и т д, причем одному празднику могло быть посвящено по нескольку «слов» разных авторов В Торжественниках встречаются, как правило, жития Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской, Спиридона Тримифунтского, а также русских святых — Бориса и Глеба, князя Владимира Святославича, Леонтия Ростовского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Торжественники, приуроченные к праздникам солнечного календаря, назывались «минейными» Существовали и Торжественники, построенные по принципу Златоуста, т е включавшие статьи, приуроченные к неделям перед постом, к неделям поста, на Пасху и послепасхальные недели Такие Торжественники именовались триодными Существовали, наконец, и Торжественники общие, объединявшие в одной книге минейную и триодную разновидности Особенно широкое распространение Торжественники получили в XV-XVI вв.
Из С. У. С. некалендарных наиболее известны сборники Златоструй, Измарагд и Маргарит.
Златоструй — переводной сборник, содержавший либо 138 , либо 67 «слов», надписанных именем Иоанна Златоуста, византийского проповедника и богослова, константинопольского патриарха в 398- 404 гг. «Слова» Златоструя были посвящены в основном вопросам христианской морали Составлены эти статьи на основе нравоучительных бесед Иоанна Златоуста на новозаветные книги. Старшие списки Златоструя относятся к XII в.
Также переводным С У С некалендарного характера был сборник Маргарит Он включал 30 «слов» Иоанна Златоуста учительного, догматического и полемического характера После этих статей в некоторых списках добавлялись еще пять сочинений Златоуста Иногда далее читались поучения, жития, торжественные «слова» на церковные праздники Старшие русские списки Маргарита относятся к XV в.
Если Златоструй и Маргарит были переводными сборниками, то некалендарный С. У С.- Измарагд был составлен на Руси из произведений как византийских, так и славянских авторов Он предназначался для домашнего и монастырского чтения и содержал в основном учительные «слова», сгруппированные по темам, о пользе чтения, о благочестии, о страшном суде, о правилах поведения в церкви, в ряде глав осуждались пороки гордость, гневливость, скупость, пьянство, соблюдение языческих обычаев Поучения, входящие в Измарагд, нередко представляют собой небольшие рассказы, сюжет которых позволяет сделать однозначный вывод о греховности и наказуемости какого-либо деяния или, напротив, о благодати, ожидающей каждого, кто поступает в соответствии с евангельскими заповедями или наставлениями святых отцов.
О. В. Творогов
Древние поучения на воскресные дни Великого поста