Древняя русская «Пчела» по пергаменному списку

ПЧЕЛА-переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, известный в древнерусской книжности. Он встречается в трех разновидностях. Наиболее распространенная содержит 71 главу, она была переведена не позднее XII-XIII вв.

Из названий глав и т. д.) видно, что изречения подбирались по темам и в основном касались вопросов морали, норм поведения, христианского благочестия.

Каждая глава содержит около 20 изречений: в начале ее — цитаты из книг Священного писания, сочинений отцов церкви. Далее следуют изречения, принадлежащие или

приписываемые античным философам и писателям: Аристотелю, Анаксагору, Пифагору, Демокриту, Сократу, Плутарху, Софоклу, Эврипиду, Феогниду и др. В исторических анекдотах содержатся эпизоды из жизни и деяний Александра Македонского и его отца — Филиппа, спартанских царей Агесилая и Леонида, афинского государственного деятеля Алкивиада, восточных царей — Дария, Артаксеркса, Кира, Креза и др. Таким образом, П. являлась не только сводом этических рекомендаций, но и своеобразной энциклопедией исторических сведений.

Вот примеры моральных наставлений из П.: «Кто ставит другу своему силки, тот сам попадет в них ногою»;

«Все новое лучше — и сосуды, и одежда, а дружба — старая»; «Лучше злое услышать, чем злое сказать»; «Лучше хлеб с солью в спокойствии и без печали, чем изысканные блюда в дни мятежа и опасности»; «Делай сказанное, а не рассказывай о сделанном»; «Везение подобно овощу — как пройдет время, так и засохнет»; «Кто, других грабя, созидает дом себе, тот словно бы камни складывает на замерзшей реке»; «Таким будь для родителей своих, какими хотел бы видеть своих детей»; «Враг, говорящий правду, лучше лицемерного друга»;

Несколько примеров исторических анекдотов из П.: «Александр, как-то упрашиваемый воинами ночью напасть на врагов, сказал: «Не царского мужества такая победа»; «Царь Филипп. Поставил некоего друга Антипатрова судить с судьями; потом же, узнав, что красит он бороду и волосы, свел его с судейского кресла, сказав: «Если ты волосам собственным не верен, то как людям и правосудию верен можешь быть?»; «Агесилай сказал. Некий перебежчик пришел к нему из чужестранцев, и когда воеводы предложили передать ему своих воинов, то сказал: «Нельзя доверить чужих сбежавшему от своих»; «Диоген сказал. Спрошенный кем-то, почему люди нищим подают, а мудрым — нет, отвечал: «Потому что каждый опасается обрести и хромоту и слепоту и прочие болезни, но никто же не ждет себе мудрости»; «Эзоп.

Этот сказал: «Каждый из нас два мешка носит: один — перед собой, другой — за спиной. В передний складываем чужие прегрешения, в задний же — свои»; «Диоген. Этот захватил вора, кравшего его камни, и когда тот стал оправдываться, говоря: «Не зная, что они твои, украл я», сказал ему: «А разве не ведал ты, что они не твои?»; «Диоген. Этому дали немного вина на пиру, он же, взяв, пролил его.

Иным же, укорявшим его, что погубил вино, так ответил: «Если бы я его не погубил, то сам погиб бы от вина»; «Солон. Этот, спрошенный кем-то, стоит ли ему жениться, отвечал: «Нет! Если уродину возьмешь — будет тебе мука, а если красавицу — другие на нее захотят поглазеть».

П. существовала в двух редакциях, составлявших соответственно 68 и 44 главы. Ссылку на П. мы встречаем уже в летописи под 1186 г.: «Как говорится в Пчеле: славная война лучше непрочного мира: в притворном мире живя, больше зла землям приносят».

О. В. Творогов




Древняя русская «Пчела» по пергаменному списку