ДРУГАЯ ЖИЗНЬ МЦЫРИ
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ МЦЫРИ
Это в книгах романтический герой, ненужный миру и невыносимый для самого себя, чаще всего погибает. В истории литературы он жив до сих пор. Недюжинная, бунтарская натура, «выломанная» из среды, большая личность, решающая большие вопросы быта и бытия, жизни и смерти, существования или поступка, харизматичный, неординарный человек, презирающий рамки и правила, ищущий иных основ иного мира, никуда не делся из литературы.
И реализм, и модернизм, и даже в какой-то степени постмодернизм продолжают исследовать такое
Поэт-романтик для своего героя не находил применения. Места романтическому герою не было нигде: его выталкивал лес и не принимали родные горы, изгоняли вольные племена, он маялся в бесконечном паломничестве к чужим святыням и бежал из одной несвободы в другую. Именно романтический герой, переосмысленный гениальными первореалистами, начал галерею «лишних людей» — абсолютно реалистическую галерею.
Препарированный, исследованный под реалистическим художественным микроскопом, лишенный налета романтической таинственности и потусторонности,
Дальше — интереснее. Со временем бывший романтический герой, бывший лишний человек научается находить себе занятие. Он идет в передовую медицину, отправляется на баррикады, с головой погружается в социалистическую революцию или начинает писать «возмутительные статейки» с далеко идущими последствиями. Эти люди по-прежнему «выломаны» из своего круга — но они уже востребованы где-то рядом, будь то соседнее воюющее государство или несчастная семья Катерины Ивановны Мармеладовой.
Не пройдет и ста лет, и этот герой сядет в электричку на Петушки — такой же ненужный, такой же лишний, но уже осмеянный сам собой и жестокосердным автором и за свою ненужность, и за свою лишнесть.
Иным романтическим героям куда спокойнее умирать в монастыре, имея за спиной разве что битву с барсом — и совершенно чистое сердце.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ МЦЫРИ