Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Замысел поэмы. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который «подарил» писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: «… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию
В основе сюжета лежит история о попытке авантюриста быстро разбогатеть, скупив у помещиков умерших крестьян, которые по ревизским сказкам еще числятся живыми, и заложив их. Авторская идея должна была реализоваться в 3 частях по аналогии с «Божественной комедией» Данте, включив в себя «ад», «чистилище», «рай». Однако только первая часть явилась законченным
По силе лирического начала автор определил свое произведение как поэму. Включение внесюжетных новелл также усложняют построение поэмы.
Центральный конфликт поэмы — это несоответствие между реальным положением русского человека и тем, которого он заслуживает благодаря своим духовным силам и таланту. В «Авторской исповеди» Н. В. Гоголь писал: «Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком, которых не доверял дотоле перу, чувствуя сам незрелость его, которые, быв изображены верно, послужили бы разгадкой многого в нашей жизни, — словом, чтобы по прочтенье моего сочинения предстал как бы невольно весь русский человек, со всем разнообразьем богатств и даров, доставшихся на его долю преимущественно перед другими народами, и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем, — также преимущественно перед всеми другими народами».
Образная система. Героями поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала целая галерея помещиков, чиновников, представителей «нового» времени, сам Чичиков, крестьяне.
Все помещики — «мертвые души». В них нет никаких живых, возвышенных желаний, кроме, пожалуй, желания наживы, да и то не у всех. Разорение в имении у Ноздрева не идет ни в какое сравнение с ветхостью и заброшенностью поместья Плюшкина. Картины омертвения и духовного оскудения нарастают от помещика к помещику и в образе Плюшкина доходят до гротеска. Скупость и душевная черствость или безудержная расточительность лишают помещиков всех человеческих чувств. Каждый персонаж олицетворяет ту или иную сторону бездуховности.
Все персонажи индивидуализированы и выписаны скрупулезно. В изображении имений, внешнего вида помещиков, отношения к крестьянам, в том, как реагируют на предложение о продаже «мертвых душ» Н. В. Гоголь сатирически обличает их «ничтожность, мелочность, гадость».
Ничуть не уступают помещикам и городские чиновники. Но в отличие от помещиков масса их безлика, они чем-то напоминают механизмы: либо являясь винтиками, либо управляя рычажками: губернатор, полицмейстер, почтмейстер, чиновник Иван Антонович и др. Лесть, взяточничество, сплетни, полнейшая духовная деградация царят в мире городских «сильных мира сего». Обвинительным актом всему чиновничеству в душевной слепоте и глухоте становится вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине», рассказанная почтмейстером.
Государственная машина всегда остается глуха к бедам и страданиям человеческим.
Центральный герой поэмы, Чичиков, становится связующим центром в образной системе поэмы. Его отличает удивительное умение разбираться в людях и заставлять их делать то, что выгодно ему, стремление добиваться поставленной цели. Но если присмотреться к нему повнимательнее, то в этом образе сочетаются все тс пороки, которые есть в «мертвых душах»: мечтателен, педантичен, неискренен, скуповат, мелочен, циничен. Но при этом он человек «нового времени», буржуазных отношений: практичный, целеустремленный, предприимчивый и расчетливый. Девизом его жизни становится завет отца: «Береги копейку!» Чичикова отличает и умение приспосабливаться и возрождаться.
Именно на примере образа главного героя автор показывает причину духовного оскудения в обществе, относя раскрытие формирования характера героя в конец поэмы. Замысел автора поэмы в трех томах должен был показать пробуждение «живой души», пробуждение совести у «подлеца».
Реально здравствующим героям в поэме автор противопоставляет умерших или задавленных, затравленных крепостным правом крестьян, души которых наделены такой живой силой, таким национальным характером, таким талантом, что заглавие поэмы к ним не имеет никакого отношения. Яркость языка, сметливость ума, «золотые» руки, широта русской души — все эти качества становятся гимном простому народу. Однако Н. В. Гоголь не превращает воспевание «живых» душ в безоглядное, слепое «наведение глянца».
Автор говорит и о тех недостатках, которые свойственны русскому человеку: некоторая безалаберность, пустословие. В реальном изображении национального характера, в губительном влиянии на человека крепостного права и заключена сила писательского таланта.
Создав галерею «мертвых душ», Н. В. Гоголь показал всю бездну нравственного разложения в русском обществе, устроенного на несправедливых основах.
Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»