Духовная и образная сила поэзии Рильке

Мы изучали творчество австрийского поэта Райнера Марии Рильке. Его стихи имеют философское направление. В его поэзии поражает восприятие лириком жизни, которой наступает после смерти, будто смерть не является реальным концом, не является финалом. Эта мысль прослеживается почти в каждом его стихе.

Итак, принимая во внимание его отношения к человеческому бытию, можно с уверенностью утверждать, что поэтическая тематика Рильке довольно насыщена вопросами о месте, роль и судьбу человека в этом жестоком мире, где «тьма возвышается над всем».

Благодаря именно такому острому мировосприятию поэт в возможности ощутить и понять этот мир:

Ах, или кто-нибудь еще нам нужен?… … чувствуем себя мы не совсем, как дома, в осознанном мире…

Очень много внимания отводится внутреннему бытию человека, ее душевным переживаниям и онтологическим проблемам, проблемам жизни и смерти. И на первый план выдвигается фатальная, не способна исчезнуть одинокость каждого отдельного человека в этом абсурдном мире:

Бездомному уже дома не найти, Одинокий — уединения уже не одолеет, Не будет спать, будет читать, письма, Будет Писать или выйдет в парк брести Аллеями,

где листву опадает.

Не внезапно автора привлекли именно такие, на первый взгляд, кое-что непривычные образы в его лирике. И далеко не каждый способный такими простыми и повседневными словами отобразить на бумаге то, что обрисовывалось в его представлении. Попробовать раскрыть смысл вопросов, недосягаемых и отдаленных для человека, который ни разу не интересовалась ими, заставить человека приходить в смущение и волноваться из-за того, что мы не имеем ни силы, ни любой возможности, чтобы распоряжаться своей судьбой, не имеем возможности ее изменить.

И здесь можно даже провести параллели, указать на связь между некоторыми главными и часто употребленными сроками в поэзии Рильке.

Слово и Бог. Поэт предоставляет слову такую власть и силу над человеческим телом, когда он может, как повысить его моральную и духовную красоту, так и заставить человека бояться тех слов, которые могут обидеть, принизить и даже убить:

Слова убогие и ежедневно употреблены, — я их люблю, эти слова… или Я так боюсь всяческих человеческих слов. На все в них есть ясное решение.

Иногда становится грустно за Слова, так как теряют они ценность для многих:

Давно уменьшены все слова. Так и власть Бог над человеческими судьбами то кроткая, то жестокая, полная «страшной» справедливости: Взывай, взывай! Возможно, вопль донесет и приведет Спасителя сюда… О, Господи, дай каждому его единую смерть.

Умирания а каждой жизни идет, здесь он любил.

Так же объединенные понятия жизни и смерти, которые ни не отделяются, а наоборот, дополняют и словно продолжают одно одного. Тяжело точно определить, что именно привлекает В поэзии Рильке. Наверное, и ценим мы его за то, что таких поэтов раньше уничтожал тоталитарный режим: за «их высочество, образность, духовную аристократичность» и человечность.

Такие художники всегда были одинокими в этом мире, они лучше всего понимали и космическую одинокость каждого из нас.




Духовная и образная сила поэзии Рильке