Духовная красота девушки
Писатель родился в г. Полтава в семье мелкого чиновника. Учился в семинарии, но не закончил ее. Работал канцеляристом, потом домашним учителем. На протяжении 1796- 1808 гг. находился на военной службе, принимал участие в походе против Турции, отметился во время осады Измаила. Выйдя в отставку в чине капитана, поселился в Полтаве.
Был надзирателем «Дома детей бедных дворян», а потом стал попечителем «богоугодных заведенный» . Захватывался театральной деятельностью: с 1818 г. стал директором любительского Полтавского театра. В 1835 г. вышел
Писатель известный прежде всего как автор поэмы «Энеида» , первые части которой появились печатью 1798 г. Произведение начало развитие новой украинской литературы, поскольку было написано живым разговорным языком. Драматические произведения Котляревского — «Наталка-Полтавка» и «Москаль-волшебник» — определили развитие украинской драматургии на следующие несколько десятилетий.
Есть В украинской литературе герои, познакомившись с которыми, уже никогда их не забудешь. И даже не имеет значения, красивые ли они извне, какие жизненные трудности одолевают. Главное, что поражает и что
Такой, по моему мнению, есть Наталка Полтавка из одноименной пьесы И. Котляревского, написанной в 1819 году. Главной идеей, которую провозгласил писатель в этом произведении, стало утверждение: душевная стойкость, моральная красота и добропорядочность является ручательством счастья. Они способны помочь прийти к соглашению между людьми с разными, иногда противоположными, характерами и взглядами.
Поэтому понятной есть и концовка пьесы Котляревского, когда все действующие лица после трудных драматических перипетий поют «песню согласия».
Перед нами — простая украинская девушка-труженица, которая жила в начале XIX столетия. Но мне кажется, что автор воплотил в ее образе саму Украину с ее искренней духовной красотой, порядочностью, трудолюбием и несокрушимостью. Может, те испытания, которые повлияли на судьбу девушки, сегодня кому-то покажутся несущественными.
Разве в самом деле добропорядочность заключается в том, чтобы повиноваться воле родителей, как этого требует мораль, и или это большой грех, — подвергнувшись чувствительному сердцу, выступить против предубеждений и родственного деспотизма, отстоять свое естественное право на выбор?
Вот что угнетает трепетную душу Наталки: проблема выбора, когда мораль сердца и мораль родственно-патриархальная вступают в конфликт. Героиня все время колеблется между порываниями сердца и дочерней обязанностью, которую переступить ей совсем непросто. Ее душевная стойкость все время будто испытывает испытания: «Я давно уже поклялась и теперь клянусь, что кроме Петра ни с кем не буду». И здесь же за настоянием матери и из жалости к ней соглашается выйти «за первого жениха», ей «угодного».
Душа исполняется сожалением к Наталке и отчаянием, когда видишь, как она, уже будто решив покорить матери ради ее беззаботной старости, «становится на колени и, поднимая руки вверх, говорит: «Бог! Когда уже воля твоя есть, чтобы я была за возным, то выгони любовь к Петру из моего сердца и поверни душу мою к возному, а без сего чуда я пропаду навеки…»
И вопреки всему, вопреки всем нравственно-психологическим мучениям, она никогда не перестает любить единого избранника своего сердца. Духовная и чувствительная красота героини непоколебимая! И мы, увлекшись ею, ждем лишь счастливую развязку конфликта. Ведь не может такую девушку постичь горе: воспитанная на идеале почета к родителям и верная своей любви, она заслуживает на настоящее счастье.
Вот потому счастливая концовка воспринимается нами, как вершина справедливости. Духовная красота, «жизнь сердца» победили патриархальные нормы и родительский деспотизм, отстояли право идти за призывом собственного сердца. Вот почему я воспринимаю пьесу «Наталка Полтавка», как гимн духовной красоте и стойкости женского сердца. И я уверена, что Наталка еще не одно поколение читателей будет учить добропорядочности и непоколебимой преданности высочайшим чувствам. Она представляет собой воплощение извечного женского идеала своих соотечественников, что основывался на святынях народной морали.
Именно такой должен быть любящий ребенок, преисполненный глубокого уважения к родителям. Именно такой должна быть женщина: добропорядочной, трудолюбивой, умной. Именно такой должна быть невеста: искренне любящей, верной, готовой с достоинством отстоять свою любовь.
Все эти моральные качества воплотил в своей героине Иван Котляревский, подав их в совокупности с чертами волшебной внешней красоты Наталки — еще одной характеристикой народного идеала образа украинки.
Духовная красота девушки