Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского по роману эпопее Война и мир

Андрей Болконский один из любимейших персонажей Л. Н. Толстого. В романе он предстает нам с разных сторон. Его личность постоянно прогрессирует и находится в поисках цели и смысла жизни.

Каков же путь этого героя, заставившего задуматься нас о любви и Боге?

Во время Шенграбенского сражения в князе Андрее еще есть бойцовский дух. Ему хочется славы, геройства и нескончаемых похвал.

Свистевшие пули и пролетавшие над головой ядра не могли препятствовать его желаниям. «Я не могу бояться» — думает он и вызывается помогать снимать

орудия с позиции. За этот порыв его хвалит фейерверкер: «А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, не так, как ваше благородие».

На Праценской горе Андрей Болконский решает, что здесь и сейчас его шанс проявить себя: «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». Но, получив осколком по голове, он падает навзничь и перед ним открывается бесконечное и далекое небо. «Да! Все пустое, все обман, кроме этого неба.

Ничего нет, кроме его.» — думает он. Мгновенно он осознает прежние, ничтожные свои желания, ему хочется тихого семейного счастья в Лысых Горах.

Два года безвыездной жизни

в Богучарово дают о себе знать. Дорогой встретив старый дуб, сопротивляющийся цветущей весне, князь по-своему трактует его состояние. «Весна, и любовь, и счастие! Все обман!» — как бы говорит дуб и герой соглашается с ним.

Приехав в имение Ростовых, он [Андрей] встречает беззаботно счастливую Наташу Ростову. Его злит, что этой девушке вообще нет дела до него; мысль о том, что «жизнь не закончена в 31 год; мало того, что он знает все то, что есть в нем, надо, чтоб и все знали это» прочно и беспеременно заседает в его голове. Слушая великолепное пение Наташи, князь Андрей чувствует границу между необъяснимо великим, непостижимым, бесконечным и им самим.

Возможность счастья и жизни предстает перед ним.

«Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» — думает он, видя перед собой гранату, которая вот-вот разорвется на поле Бородина. На перевязочном пункте, встретив Курагина, князь Андрей не только не чувствует вражды, но ему открывается невиданная доселе любовь: «Любовь к любящим и ненавидящим нас — та любовь, которую проповедовал Бог на земле.»

Очнувшись уже в Больших Мытищах под покровительством Ростовых, Андрей Болконский продолжает размышления на тему любви. Он считает свою любовь к Наташе божеской и искренне прощает ее, надеясь увидеть еще когда-нибудь. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде» — говорит он ей, стоявшей перед ним на коленях с мольбой о прощении.

На протяжении всего романа Андрей Болконский олицетворяет мудрость и светлость. Ему открывается понятие счастья в жизни и божеская любовь. Ему удалось добиться своей цели и оставить отпечатки в сердцах не только Наташи и близких, но и в сердцах самих читателей.




Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского по роману эпопее Война и мир