Духовные метаморфозы героя В. Пелевина

Главная особенность творчества В. Пелевина — это пристальное внимание к процессам, которые происходят во внутреннем мире личности. В романе «Жизнь насекомых» писатель в аллегорической форме раскрыл разнообразные превращения человеческого сознания. В рассказе «День Бульдозериста» он также обращается к теме духовных метаморфоз в сознании героя, которые знаменуют освобождение его от всего темного, что противоречит человеческой природе, и возвращение к самому себе, к собственной идентичности.

Условное место действия в рассказе-антиутопии

— Улан-Батор, закрытый город, ранее носивший другое имя. Автор сообщает, что первыми его декретами были «Декрет о земле», «Декрет о небе» и исторический «Приказ № 1», запрещающий «под страхом смертной казни» въезд и выезд из города. Как видим, пространство произведения пародирует устройство советской системы и историю советского государства.

В центре рассказа — несчастный случай, произошедший с главным героем Иваном Померанцевым, на которого упала бомба. Об этом происшествии газета пишет эвфемизмами: на героя падает не бомба, а столитровая бочка с помидорами, зовут его не Иван

Померанцев, а Константин Победоносцев.

Мотив замены, который является одним из центральных в современной антиутопии, звучит и в рассказе В. Пелевина. Замена имени героя, замена истинных фактов на ложные — все это способствует созданию образа мира наоборот, мира, где перевернуты все ценности, где ложь выдается за правду.

Для В. Пелевина характерен интерес к измененным и обостренным состояниям сознания. По мнению А. Гениса, его проза — это «проза границ». Маргинальными зонами в рассказе В. Пелевина «День Бульдозериста» становятся, с одной стороны, городской ландшафт, а с другой, онирические видения героя. Иван Померанцев ищет выход из замкнутого мира обыденности. Бегство в сферу сновидений — один из самых распространенных сюжетно-композиционных приемов постмодернизма.

Герой хочет все вспомнить, обрести самого себя, давно потерянного и не нужного никому, даже себе. Образовавшаяся в нем душевная пустота должна была чем-то заполниться, и она заполняется снами. Сны и бессознательные видения героя навевают на него тоску по чему — то неведомому и пробуждают светлые воспоминания о прошлой жизни, символом которой становится аккордеон.

Воспоминания гонят героя из города, в котором трудно дышать, где пахнет смертью и отбросами.

Хронотоп рассказа В. Пелевина сопряжен с бытовым пространством по признакам замкнутости, духоты, ограниченности квадратными метрами. Герой рассказа обитает в «коммуналке», «переделанной из секции общежития, и от кухни до входа было метров двадцать коридора, устланного резиновыми ковриками и заставленного детскими кедами да грубой обувью взрослых.

«Дворик» как новый тип хронотопа рассказа-антиутопии В. Пелевина изображен в двойном ракурсе. «Дворик» в реальном мире — это «место для распития взрослыми спиртных напитков».

Описывая праздничную демонстрацию в городе, В. Пелевин прибегает к эстетике карнавала. Модель площади с каруселью, муляжная театрализация действия — эти детали усиливают мотив мертвенности, механичности. «Все они были в одинаковых коричневых плащах из клеенки и блестящих от капель шляпах и ходили по кругу, снова и снова огибая памятник, так что сверху, будь оттуда кому посмотреть, увиделось бы что-то вроде красно-коричневой зубчатой шестерни, медленно вращающейся в самом центре площади». По законам аттракциона, участники карнавала, «как механические роботы включаются в движение гигантских шестерен всеобщей карусели» . Идея единства партии и народа проявляется тактильно — через рукопожатие каждого из участников демонстрации и членов городского актива, и наглядно — «аллегорически, в виде двух мускулистых фигур, изображавших народ и партию в состоянии единства»

В рассказе «День Бульдозериста» В. Пелевин проявляет себя как мастер языковой пародии. Он разоблачает квазиноминацию и трансформирует язык штампов и идеологических клише в матерщину: «В Рот-Фронт вам слабое звено и надстройку в базис», «в горн вам десять галстуков и количеством в качество», «на три мая через Людвига Фейрбаха и Клару Цеткин». Лексика социалистических лозунгов выполняет роль лексики ненормативной: «мать твою в город-сад под телегу», «какого молота ты здесь высерпить хочешь», «май его знает», «май твоему урожаю», «каждому по труду через совет дружины и гипсового Павлика».

Сочетание пародии, иронии, карнавала способствует художественному моделированию и прогнозированию в рассказе В. Пелевина. Апеллируя к советскому прошлому, автор средствами комического развенчивает губительность любой социальной системы, которая ограничивает духовное развитие человека. Вместе с тем писатель не теряет веры во внутренние возможности личности.

В образе главного героя воплощена идея необходимости обратной метаморфозы: от деградационного состояния человек должен вернуться к самому себе, обрести, наконец, утраченную свободу духа и способность мыслить. Экзистенциальная категория «жизнь» становится в рассказе центральной проблемой, которая раскрывается через оппозиции истинное — ложное, духовное — бездуховное.




Духовные метаморфозы героя В. Пелевина