Два друга в повести «Белеет парус одинокий»
Предлагая сравнить Петю и Гаврика, мы тем самым направляем нас, казалось бы, на знакомый способ деятельности. При этом важно, чтобы читатели постоянно осмысляли характер своей работы, понимали, какие умственные действия и в какой последовательности им следует совершить, чтобы дать сравнительную характеристику героев. А это значит, что они должны, во-первых, хорошо понимать, почему возможно сравнение именно этих двух героев ; во-вторых, Читатели должны уметь выделить те признаки, по которым возможно сравнение ; в-третьих, они должны определить
Петя — фантазер и мечтатель, простодушный и беззаботный баловень семьи, для которого жизнь наполнена радостными открытиями, неразгаданными тайнами, романтическими историями. Гаврик — сдержанный, волевой, с ранних лет привыкший к труду, лишениям, недетским заботам. Что же объединяет столь разных по характеру и положению
Почему не только во время игр, но и в трудные минуты жизни они тянутся друг к другу?
Ответить на этот вопрос сразу нелегко, однако он должен быть поставлен, чтобы, следя за взаимоотношениями мальчиков, за теми событиями, участниками которых они становятся, Читатели пришли к выводу, что Петю в Гаврике привлекала смелость, гордость, мальчишеская доблесть, истинно «морской», волевой характер, необычайная стойкость — качества, которыми сам Петя никогда не отличался. Так, Петя был безгранично удивлен, когда увидел, что, придя на Ближние Мельницы, Гаврик извлек из-за пазухи красного леденечного петуха и протянул его племяннику: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать — это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» — приходит к заключению Петя.
Гаврика в Пете привлекало добродушие, готовность помогать нуждающимся, общительность и верность в дружбе. А в целом их сближало стремление к героическому, честному, справедливому, восприимчивость к красоте природы.
Читатели обращаются к тексту главы «Честное благородное слово». Они говорят, что, описывая увиденное на пароходе, Петя кричал на всю улицу; он так размахался руками и так распрыгался, что опрокинул у какой-то лавочки корзину с рожками; он возбужденно орал, тяжело переводя дух; окончив свою историю, поспешно облизал губы и тотчас, без передышки, стал рассказывать ее опять с самого начала.
Как ведет себя Гаврик, слушая рассказ друга? Ведь он всего лишь ребенок, и у него тоже есть жгучая тайна, по сравнению с которой Петины приключения не стоили выеденного яйца. В душе Гаврика идет страшная борьба, его терзают сомнения: рассказать или смолчать.
Он кусал губы и грыз себе руку у него в глазах стояли слезы; язык чесался до такой степени, что иногда мальчик с силой сжимал себе пальцем губы.
Появление арестанта в сопровождении солдат конвойной команды вернуло Гаврику самообладание, как бы наглядно показывая, 410 ждет доверившегося им с дедушкой человека при малейшей допущенной с их стороны неосторожности.
Вот почему он «вдруг злобно посмотрел на приятеля» , а потом «глаза Гаврика блеснули диким лукавством, и он, присев на корточки, завертелся юлой», как бы демонстрируя Пете, что подшутил над ним и нет никакой тайны, и вместе с тем радуясь победе над собой и тому, что устоял перед искушением.
Разобрав эту сцену, обычно вызывающую большой интерес нас к мальчикам, останавливаемся на вопросе, который требует определенного обобщения: как понимают происходящие события Гаврик и Петя? Наса сопоставляют факты жизни мальчиков и приходят к выводу, что Петя многого из того, что происходило вокруг, не понимает.
Гаврик, живущий среди трудовой бедноты, отлично разбирается в окружающих событиях, знает, за что и против кого предстоит борьба. «Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке»,- пишет Катаев. Читатели приводят факты, подтверждающие мысль автора: Гаврик разбрасывал листовки но поручению комитета; он сразу же понял, кому нужно сообщить о матросе; ловко обманул сыщика; умел быть по-взрослому сдержанным.
Лишь постепенно Петя начинает понимать, что жизнь вовсе не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно. Дружба с Гавриком, встречи с революционерами, судьба дедушки — все это станет для мальчика определенной школой, под влиянием которой формируется его характер. Хотя Петя еще не такой стойкий и сознательный, как Гаврик, он всей душой тянется к мужественным и сильным друзьям Гаврика, понимая, что они стремятся улучшить жизнь обездоленных людей.
К таким выводам читатели придут на основании дальнейшей работы на пятом и шестом уроках, когда характеры, особенности поведения героев будут прослежены в наиболее критические моменты их жизни.
Каждый из мальчиков в повести совершает своего рода ПОДВИГ; Гаврик-когда ему приходится противостоять сыщику, мгновенно, сделал выбор между собственной безопасностью и спасением людей, находящихся в хибарке; Петя — когда, поборов себя, самостоятельно пробирается в штаб революционеров, зная, что за плечами в ранце не ушки, а настоящие патроны. Для каждого из мальчиков — это сильнейшее испытание, свидетельство их нравственного роста под влиянием революционных событий.
Два друга в повести «Белеет парус одинокий»