Двойственность описания Владимира Дубровского

Двойственность освещения Владимира Дубровского создана сложным отношением к романтизму, который для Пушкина в 30-е годы во многом был изжитым способом восприятия действительности и художественного ее отражения. Воскрешение романтизма в творчестве Лермонтова и Гоголя было обусловлено историческими причинами: поражение декабризма, атмосфера николаевской деспотии углубляли конфликт идеалов и реальности в сознании русской интеллигенции. Однако для Пушкина воскрешение романтизма было возвратом к уже отвергнутому, во многом несостоятельному

мировоззрению.

Отсюда ноты иронии в отношении к герою, собравшему, казалось, все достоинства романтического поведения. Владимир Дубровский — протестант, бунтующий против социального закона с поразительной энергией, благородством, самоотвержением и настойчивостью. В романе он окружен, всеобщим восхищением.

В него влюблена не только Марья Кириловна, но все бар пхни, Троекуров не без удовольствия следит за его дерзкими подвигами и по-человечески привязывается к Дефоржу, с которым ему расстаться так же трудно, как некогда с Андреем Гавриловичем Дубровским. Это чувство подчеркивается мотивом, который сердито

«насвистывает Троекуров в минуты сильных волнений; «Гром победы раздавайся». Каждый раз этот мотив возникает при разрыве с дорогим для Троекурова человеком: со стариком Дубровским, с Дефоржем, с Машей. Вот в каком высоком для Троекурова ряду оказывается «маскированный разбойник».

Дубровский наделен самообладанием столь же поразительным, как его дерзость, добротой столь же бесконечной, как его » мужество. Он не только решительный воин, но и поэт в своем чувстве. Пейзаж Покровского, овеянный лирической интонацией, появляется лишь в III главе, когда мимо этого имения едет Владимир.

До него в романе некому было поэтически увидеть это место. Однако, наделенный героическим поведением к качествами, необходимыми для гражданского подпита, Владимир Дубровский представлен в романе человеком, мечтающим о тихом мире семейного счастья; Он «тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Покидая родной дом, Владимир зачитался письмами матери к отцу «и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья».

Он действительно, как верно говорит об этом Маше, «рожден был для иного назначения, … душа его умела… любить».

И в этом несоответствии трагической судьбы и идиллических душевных устремлений Владимир Дубровский поразительно напоминает Владимира Ленского, который, хотя и был «поклонник славы и свободы», но «сердцем он для оной жизни был рожден», т. е. для той же самой — «семейственной».

Намечая конфликт между мирными устремлениями и драматической судьбой героя, Пушкин подчеркивал и антигуманность современной ему жизни и одновременно. несколько снижал масштабность романтической личности. Владимир Дубровский, таким образом, оказывается героем, наделенным романтическим поведением, но не романтическим мировоззрением, с трагическим расколом сознания, мятежностью порывов и грандиозностью целей. Дубровский способен чувствовать романтически, но не доходит до всесожигающих страстей, до отчаяния, сарказма, разочарования.




Двойственность описания Владимира Дубровского