Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Основными темами пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дво­рянского гнезда», победа предпри­имчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофи­мова и Ани. Прощание новой, моло­дой России с прошлым, с отживаю­щим, устремленность к завтрашнему дню — в этом заключается содержа­ние «Вишневого сада».

Россия прошлого, отживающего пред­ставлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог,

дорог как воспоминание о дет­стве, молодости, благополучии, лег­кой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загу­били его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишнево­го сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоне, об­ладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете».

Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием она до­вела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа его с торгов!

Лопахин, предприимчивый купец-промышленник,

предлагает владель­цам имения путь спасения усадьбы. Для этого нужно лишь разбить вишне­вый сад на дачные участки и продать или сдать в аренду. Но хотя Раневская проливает потоки слез по поводу по­тери своего сада, уверяет, что жить без него не может, она отказывается от предложения Лопахина, которое кажется ей недопустимым и оскорби­тельным.

Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И тут оказа­лось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская воз­вращается в Париж к своей нелепой

«любви», к которой она и без того вер­нулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без ро­дины. Драма, касающаяся продажи вишневого сада, вовсе не является для его владельца драмой.

И объясняется все это тем, что Ранев­ская не способна на серьезные пережи­вания. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойст­ва к веселому оживлению. Так произо­шло и на этот раз.

Она быстро успокои­лась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».

Ее брат, Леонид Андреевич Гаев го­раздо мельче своей сестры. Недо­статки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Ра­невская целует свой любимый шкаф.

Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На про­тяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ни­чего не понимают».

Они — парази­ты, лишенные сил снова войти в эту жизнь.

Гаев — представитель заключитель­ного этапа эволюции таких героев Че­хова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобные ге­рои «своего времени», не сумевшие воплотить свои идеалы. Несостоя­тельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определи­ла приход им на смену людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов свя­зывает будущее процветание с моло­дым поколением. Именно им предстоит стро­ить новую Россию, сажать новые виш­невые сады.

«Вишневый сад» — великое творе­ние Чехова-драматурга, продолжив­шего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов мечтали по­ставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежи­тельное отношение к ней как к «низко­му» жанру. Следуя их традициям, Че­хов поднял жанр комедии на недося­гаемую высоту.




Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»