— Дьявольский соблазн ума

Михаил Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль сыграет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано, что он — враг человека. Это как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или голову конферансье театра «Варьете»? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и или дьявол он как такой?

Первым человеком, который появился во время «небывало знойного мероприятия» на Патриарших прудах во время разговора Михаила

Александровича Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, был англичанин или немец, одно слово — иностранец, сам сатана. «Вам отрежут голову!» — радостно объявил он главе управы Массолита…

Так и случилось : через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем. Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверье, и что его осудил никто другой, как таинственный консультант. Возникает много вопросов. Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога, да и как он, ввалившийся ангел, вообще мог судить?

Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. «Не композитор», — отмечает Иванушка

в своей объяснительной записке. И, похоже, автор имел в виду именно композитора, автора драматической легенды «Осуждение Фауста» и трилогии «Детство Христоса». Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым: «…И кто же ты, наконец, такой?

Я — часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает добро» , Бесконечная цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослеженные, но реально существуют. Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами.

Среди численных арабских племен был широко распространенный праздник козлоприношения, праздник Азазело. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазело — безжалостного ангела смерти, который, за верованиями арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетал к человеку, чтобы забрать с собой ее душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза — пустыми и черными. Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-го раздела романа. Обратимся до одного из волшебнейших персонажей произведения, не совсем кота — Бегемота, наилучшего шута в мире.

У давних египтян бегемот был воплощением злого, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут — Фагот, неповторимый ломака-регент с дренкучим голосом, в клетчатом костюме и треснувшем пенсне. А слово «фагот» в переводе с французского языка означает «шут». Было бы интересно обратиться еще к одному персонажу — Абадонне.

За верованиями тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известный тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом.

В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивая его.

«Дьявольские ловушки», — шепчу я. Но насколько страшны эти не званные гости?

Возникает вопрос: почему одних Воланд ласкает, а других жестоко наказывает? Или не стал он милосердным к Маргарите или к конферансье театра «Варьете»? Нет, сатана не дарит милость. Маргарита отдала ему свою душу, став ведьмой, а бедный, бедный конферансье. Он молил о пощаде.

Напрашивается сравнение с вождем всех народов Сталиным. Может, в бесконечно многогранном сатане содержалась частичка вельмож или это он властвовал в их сердцах. Тысячи вопросов и ни одной ответа.

Обратимся еще до одного раздела романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста и, экспериментатора. А эксперимент относится к людям… Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без главы.

Испытываешь удивление, как мастерски, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт. Часть вторая: женский магазин и изобличения Аркадия Аполлоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, лучше похоже на насмешку.

Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, лишь бы что-то изменить. Он не хотел раскрыть людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решать должны сами москвичи.

Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в Библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышал фразу, сказанную бесом человеку: «Я только расставляю декорации, и за бечевки теребишь ты сам». Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только в один способ: отдать душу сатане или Богу. Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак — как вышло из Семляровим.

Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, к которым не могли не попасть самолюбивые и эгоистические москвичи. Поэтому мы пришли к тому, из чего начинали: «Будьте трезвы, следите! Ваш неприятель — дьявол — ходит, рыча, как лев, который ищет, кого пожрать».




— Дьявольский соблазн ума