Дюрренматт — творец интеллектуальной драмы

ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ классик швейцарской литературы, прозаик, драматург, театральный критик, лауреат международных литературных премий — Мольериевской, Шиллеривской, Бюхнериевской. Творчество Дюрренматта, несомненно, вобрала у себя опыт «интеллектуальной драмы», представленной, с одной стороны, «эпическим театром» Бертольда, Брехта, а с другой стороны, драматургией Сартам и Ануйя. Фридрих Дюрренматт родился 1921 года в семье пастора сельских приходов кантона Берн. В 1964 году, выстоял как-то перед большой аудиторией, Дюрренматт, хитровато

говорил, каким обычным и частым явлением были в его детской памяти чьи то похороны. Так он объяснял, такие пасмурные стороны своего творчества.

Прослушав университетский курс теологии и философии в Цюрихенскому и Бернскому университетах, Дюрренматт начал работать как художник-график; тогда же он впервые обратился к литературе.

Мрачные краски исполняют ранние рассказы Дюрренматта. В годы Второй мировой, и ужасы этой войны, несомненно определили колорит этих первых литературных попыток. В ранней прозе Дюрренматта много мистики, содержание которой временами тяжело понять. Книгу ранних рассказов под

названием «Город», которая была выдана 1952 года, открывает рассказ «Рождество». В творчестве Дюрренматта нет ничего более страшного, безобразного и отвратительного.

В бесконечном поле на снегу лежит грудной ребенок Христос с главой, сращенной из марципана. Все вокруг недвижимое, никаких признаков жизни не подает и ребенок; если поднять его веки, то можно увидеть под ними пустые глазницы. Человеку, который проходил, хотелось, есть, и откусить эту голову. В рассказе нет ничего, кроме пустоты, ужаса, и нецеленаправленной ненависти. Мир первых рассказов Дюрренматта страшный своей фантастической бесполезностью.

В его «городе» двигаются, покачиваясь, похожие на чудовища автобусы, воздух склеивает поры, а вес предметов кажется также непомерным, что сравнивается с земным шаром, который стонет. Все жим застывает в мертвой недвижимости, бессловесная же природа, наоборот, наш изнемогает от излишка напряжения. «Воздух трудный, как камень. Земля стонет со всех сторон», — написано в одном из ранних рассказов.

В следующие года постепенно изменяется колорит творчества Дюрренматта. Мрачные краски дополняются яркими цветными пятнами. И все-таки любую его книгу тяжело понять до конца.

Нетрудно назвать писателя, который имел очевидное влияние на пэры литературные попытки Дюрренматта. Им был Франц Кафка. Ранние произведения Дюрренматта, созданные под влиянием Франца Кафки, связывают Дюрренматта с немецким экспрессионизмом — направлением, представителем которого был Кафка.

За едва очерченными героями из ранних рассказов Дюрренматта все время возникает абстрактный образ: человечество — неизменная ячейка надежд и помыслов экспрессионистов.

Первые пьесы «Так как сказано…» и «Слепой», написанные 1947 года драматургом, сориентированные на философское осмысление противостояния абстрактной идеи и жизненной правды. В 50-те года Дюрренматт пишет ряд криминальных романов — «Судный палач», «Обещание», что получили ему славу мастера детективного жанра, возможности которого он использует максимально полно и очень точно. Криминальный заряд несут в себе почти все произведения писателя: его герои, как правило, жертвы или преступники, судьи или подсудные, кто подозревает, или те, кого подозревают. Захватывающие интриги, расследование, которые выстроены аналитически и психологически достоверно, и все другие обязательные аксессуары жанра Дюрренматта подчиняют не развлекательностью, а своей извечной и неизменной целью: докопаться к глубоко скрытой тайне, глубинным причинам исследования.

Дюрренматт иронический и серьезный одновременно многозначительный, он избегает многозначности и трагического пафоса. Отдавая предпочтение жанра комедии, он писал: «Только в драматической форме идеи можно воплотить сегодняшнюю трагедию». Пьеса «Гостиная старой дамы», созданная в 1956 году, охарактеризованная им как «трагическая комедия. Признанная одним из лучших произведений драматурга, она представляет собой итог наблюдений писателя над общественной психологией.

Клер Цаханесян стремится отомстить и предлагает миллиард за убийство одного из обывателей городка Гюллен. Добропорядочные горожане отбрасывают такое предложение, однако тот миллиард все одно заполняет Ведомость и воображение обывателей, которые отныне живут, постепенно привыкая к мысли о том, что убийство, за которое предложенная такая высокая цена, обязательно состоится. «Весьма большой соблазн, весьма безвыходное наше положение. Так начинается обоснование еще не сделанного, но уже неотвратимого убийства, которому, в конце концов, находится более значительное оправдание — чувство высшей справедливости, якобы присущее гюлленцам.

Внимание драматурга концентрируется на реакциях и поступках, которые лишь на наш взгляд могут сдаться необыкновенными или невероятными поступками. Фантастика, Парадоксы пьесы «Гостиная старой дамы» и других произведений лишь подчеркивают повседневность зла, пользы, бесчестие, которым легко подвергается человек. Правда в пьесе жестокая и беспощадная, однако, Ильки таким может быть действующее предупреждение человечеству, которое забывает о справедливости.

В последние годы жизни писатель возвращается к сконструированным рифмам прежней модели мира и создает апокалипсическую картину будущего, через которую четко проступают черты сегодняшнего дня. Это новелла «Доверенность, или о наблюдении за тем, кто наблюдает за наблюдателем». Но вопрос о Содержании и Истину, которое постоянно возникало на страницах многих книг Дюрренматта, и в этом произведении не получает однозначного ответа.

Однако многоликость этой загадки, которая называется светом, даст Возможность бесконечного поиска, который называется жизней.




Дюрренматт — творец интеллектуальной драмы