Дж. Г. Байрон. В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет. О чем мечтает поэт?

Вы прочли последнее стихотворение, напи­санное Байроном. К какому жанру вы могли бы его отнести?

В последнем стихотворении, которое было написано перед смертью, мы видим своеобразный итог прожитого и раздумья о будущем. Мы уже знаем, что поэт стоял в этот момент рядом со своей гибелью, по­этому его можно назвать эпитафией. Од­нако его можно назвать и просто стихот­ворением и отнести к философской лири­ке.

Но можно его считать и посланием и элегией. Итак, отнесем стихотворение к одному из названных жанров и докажем свой выбор.

Какие

образы вызывает у поэта размышление о дне своего рождения?

Стихотворение вызывает у поэта це­лый каскад образов. Это и «желтый лис­топад», и «вулкан среди пустынных вод». Оценивая прошедшие годы, он с надеж­дой смотрит в будущее, видя его не столь­ко в радостях любви, сколько в боях за свободу. Напомним последние строки стихотворения:

Взгляни кругом, найди свой холм И спи, солдат! О чем мечтает поэт? Почему стихотворение часто называли пророческим?

Стихотворение, которое Байрон написал в день своего тридцатишестилетия, стало последним в его творчестве, и строки, ко­торыми оно завершалось,

дают право счи­тать его пророческим. Конечно, гибель поэта была трагическим совпадением, но это совпадение кажется предсказанием судьбы.

Какие сравнения более всего убеждают нас в настроении поэта?

Размышляя о своей судьбе, поэт вспоми­нает о свободе «как щитоносной Спарты сын» и о славных делах Эллады, которым должен следовать его воспрявший дух. Де­ла минувших дней заставляют поэта стре­миться к победе, к новым подвигам. Свои поступки и мечты он проверяет сравнени­ем с героическим прошлым.

Настроение поэта подчеркивают обра­зы «желтого листопада» и «вулкана среди пустынных вод». Ощущение трагизма своего существования не оставляло поэта, хотя он стремился и верил в возможность героических свершений.

Какие художественные приемы использованы переводчиком в этом стихотворении? Стихотворение — итог прожитой жиз­ни — распадается на две части. Первая часть — сожаление о бесплодности прожитых лет. Вторая — возможность посвятить свои дела и дни краю славы:

Воспрянь же, как Эллада, вновь Для славных дел!

Высокий строй мечтаний и мыслей поэта передан в приемах, которыми насыщены обе части стихотворения. Это сравнения, эпитеты, олицетворения. Вот некоторые из них: желтый листопад, пустынные воды, ответный огонь, вы­сокий жребий, муки земные, павший и живой боец, древняя слава, щи­тоносная Спарта, славные дела, сво­бодная воля… Судьба автора сравнивается с судьбой древних Афин, Спарты, всей Эллады…

Но есть и другие приемы, кото­рые обогащают текст стихотворения: улыбка красоты, славы край, любви цветенье. Образы-олицетворения под­черкивают трагичность судьбы героя. И, хотя «червь погубил плоды, и яд в мо­ей груди», желание и возможность подви­га в ней живут. И в завершение:

Свободной волею влеком К тому, что выше всех наград, Взгляни кругом, найди свой холм И спи, солдат!

Так мечтой о подвиге завершается это пророческое стихотворение.




Дж. Г. Байрон. В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет. О чем мечтает поэт?