Джон Голсуорси
Родился в семье адвоката, окончил престижный Оксфордский университет, занимался некоторое время юридической практикой. Совершив в 1891-1893 гг. кругосветное путешествие, отдался полностью литературной деятельности. Его жизнь респектабельного английского джентльмена небогата внешними событиями.
Оставил обширное наследие как романист, новеллист, драматург, литературный критик. Был приверженцем классического реалистического искусства, продолжал лучшие традиции английского романа XVIII-XIX вв. Мастер ясной и четкой обрисовки социально и психологически
Среди своих литературных учителей называл русских классиков — Тургенева и особенно Толстого. В статье «Русский и англичанин» писал: «Ваша литература, во всяком случае за последние два десятилетия, сильно влияла на нашу. Русская проза ваших мастеров — это мощная животворная струя в море современной литературы». Главная тема Голсуорси, ставшая его художественным открытием, — тема форсайтизма, была связана с глубокой характеристикой важных национальных социально-психологических особенностей английского
Лучшее всемирно известное произведение Голсуорси — это его эпопея о Форсайтах, состоящая из двух трилогий: «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия», в каждую из которых входит по три романа. В первую — романы «Собственник», «В петле», «Сдается внаем»; во вторую — «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня». Эти романы, в свою очередь, «прослаиваются» «интерлюдиями».
Эпопея, писавшаяся с 1906 по 1928 г., близка по форме к семейной хронике. Писатель прослеживает судьбу одной буржуазной семьи — Форсайтов, отцов, детей, внуков, рассмотренную на широком историческом фоне жизни Англии с 1885 по 1926 г. Движение времени, смена эпох подчеркиваются описанием таких событий, как англо-бурская война, смерть королевы Виктории, Первая мировая война, всеобщая стачка. Форсайты в эпопее — это многообразное социальное явление, целый клан коммерсантов, купцов, юристов, торговцев недвижимостью, людей состоятельных, солидных, «сплоченных», «скучных и здравомыслящих», олицетворяющих, казалось бы, незыблемое основание буржуазного класса, которое, однако, начинает давать трещины. Форсайты — весьма типичны.
Писатель, особенно в первых романах эпопеи, подвергает их этической критике за то, что, рабы собственности, практики и прагматики, они нередко оказываются глухими к красоте, чуждыми подлинному искусству, не способными понять мир тонких и глубоких чувств. В своей эпопее Голсуорси создал галерею многогранных неповторимых характеров. По широте, размаху, глубине эпопея Голсуорси стоит в ряду с такими семейными хрониками, как «Будденброки» Томаса Манна, «Семья Тибо» Роже Мартена дю Гара, а также написанными в иной художественно-стилевой манере эпическими циклами Фолкнера, Марселя Пруста. Тематически связана с эпопеей о Форсайтах трилогия Голсуорси «Последняя глава», над которой писатель работал в последние годы жизни. В ней воссоздана хроника аристократического семейства Черрелов.
В 1932 г. Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Джон Голсуорси