Джованни Боккаччо — один из первых гуманистов Возрождения

Предки Джованни Боккаччо были крестьянами. Они жили в маленьком тосканском городке Чертапьдо, где у них был дом и клочок земли. Но его отец стал купцом. Кроме того, он давал деньги в рост. Отцу часто приходилось бывать в Неаполе и Париже.

Долгое время считалось, что Боккаччо родился в Париже в 1313 г. от незаконной связи его отца с какой-то знатной французской дамой, чуть ли не королевского происхождения. Так утверждал старый флорентийский историк Филиппе Виллани. Но это — легенда.

На самом деле Джован ни Боккдачо родился либо во Флоренции,

либо, что еще вероятнее, в Чертальдо. О его детстве почти ничего не известно.

В середине 20-х годов отец отвез мальчика в Неаполь и отдач в обучение к крупному коммерсанту. Но из этою ничего не вышло. Тогда ему было приказано ходить в университет и изучать каноническое право. Но и к профессии юриста юный Боккаччо склонности не имел.

Юношу увлекала только поэзия. Деньги и положение отца открыли ему доступ в великосветское общество, где читались стихи трубадуров. Боккаччо посещает литературно-научный кружок короля Роберта Анжуйского.

В эти годы до Неаполя стали доходить стихи Петрарки и слухи о его необыкновенной

учености. Прочитав сонеты Петрарки, Боккаччо сжег все свои юношеские стихотворения. Как и Петрарка, он жадно читал Овидия, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия, Апулея.

При дворе Роберта молодой Боккаччо встретил Марию д’Аквино, незаконную дочь короля, которую полюбил и прославлял во многих своих произведениях под именем Фьяметты.

Первый, неаполитанский период творчества Джованни Боккаччо отличался большой интенсивностью. В промежутке между 1336 и 1340 годами он написал роман в прозе «Филоколо» и две довольно большие поэмы -«Филостраго» и «Тезеида».

В 1340 году отец Боккаччо разорился, и молодому поэту пришлось вернуться во Флоренцию. С этого времени он уже никогда не вылезал из нужды. Он по-прежнему увлекался поэзией.

В июле 1343 года во Флоренции вспыхнуло восстание. Симпатии Боккаччо были на стороне восставшего народа. В отличие от Петрарки, Боккаччо был убежденным республиканцем и тираноборцем.

Во Флоренции Боккаччо создает свои великолепные произведения «Амето, или Комедия о флорентийских нимфах» , «Любовное видение» , «Элегия мадонны Фьяметты» , «Фьезоланскне нимфы»

В 1348 году во Флоренцию ворвалась чума. Она пришла с Востока, прокатилась по всей Европе, захлестнула даже островную Англию. Эпидемия захлестнула даже ко всему привыкших летописцев. Это было колоссальное общественное бедствие.

Во Флоренции «черная смерть» унесла две трети населения. У Боккаччо умер отец. Обезумившие люди ждали конца света.

Задуманная в 1348 г книга создавалась быстро. «Декамерон» имел подзаголовок «Принц Галеотто». Первое слово в «Декамероне» начинается с лирического «Вступления», в котором автор рассказывает о своей любви, и заканчивается «Послесловием Автора».

Название сборника в переводе с греческого означает » Десятидневник». Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на загородной вилле. Источники «Декамерона» — античная и средневековая литература, восточные легенды, библейские притчи, новеллы средневековья и Возрождения.

Но у Боккаччо старые истории становятся яркими и интересными, приобретают новый смысл и звучание.

Новеллы в «Декамероне» включают в себя и сатиру на духовенство. Боккаччо смеется над предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными персонажами своих новелл, прославлял ум, энергию, находчивость, остроумие и любовь к земной жизни.

Несмотря на разнообразие содержания, новеллы Боккаччо можно разделить на несколько групп.

Первая группа — самая простая в сюжетном отношении — эго коротенькие рассказы. Такие новеллы заполняют I и VI дни «Декамерона» Ко второй группе относятся новеллы о добродетелях и глубоких движениях души.

К третьей группе относятся новеллы, повествующие об удивительных превратностях судьбы.

Все рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указании на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, которое подвергается общественному рассмотрению и осмеянию. Смех, звучащий в новеллах, веселый, жизнерадостный и, несмотря на свирепо сующую во Флоренции чуму, оптимистичный.

Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций «Декамерона» находит отражение также в его стиле. Новеллы отличаются богатым и красочным языком. Боккаччо подверг свои новеллы литературной отделке. Когда сюжетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорентийский народный язык, которым владел в совершенстве.

Таким языком в новеллах говорят комические персонажи. Их речь переполнена меткими народными словечками, поговорками, каламбурами.

Обрабатывая традиционные сюжеты, Боккаччо обогащает их множеством личных наблюдений, углубляет чувства своих персонажей, стремится схватить в каждом образе, предмете наиболее характерные живые черты Боккаччо с любовью описывает природу, портреты действующих лиц, дает психологическую мотивировку их поступков.

Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы.

Вскоре после завершения «Декамерона» Боккаччо работает над поэмой «Корбаччо, или Лабиринт любви» , представляющую собой язвительный памфлет на женщин. Поэма написана в дантовском стиле и имела биографическую основу: в свое время во Флоренции Боккаччо ухаживал за одной вдовой, которая выразила ему притворное расположение, за глаза же насмехалась над ним, разглашая его письма к ней Боккаччо отомстил ей, написав свой памфлет.

Поэт говорит о том, что он чуть было не покончил с собой из-за жестокости флорентийской девушки. Затем успокоился, заснул и увидел во сне, будто он заблудился в странном лабиринте гор. Дикие звери ждут его смерти. Рядом с поэтом — «величественный старец», который оказывается покойным мужем вдовушки. Он терпит мучения в чистилище за «непристойную терпимость» к поведению жены.

Бог послал его к поэту, чтобы раскрыть глаза на женский пол и возбудить отвращение к женщинам. Поэт осознает, из какого ада он спасся благодаря наставлению старца.

Боккаччо резко нападает на женщин. Он показывает женщину, прихорашивающуюся перед зеркалом, женщину, пускающую в ход всевозможную косметику, женщину-болтунью, сплетничающую со служанкой, булочницей и т. д.

В «Корбаччо» поэт ставит перед собой цель очернить женщин. Он возвращается к средневековому взгляду на женщину как на существо низшего порядка

Начиная с 1362 тода, Боккаччо пытается пересмотреть принципы гуманистической морали. Он восстает против «безумия» языческих помыслов, наполнявших ею прежние произведения. К пересмотру своих прежних взглядов Боккаччо пришел под влиянием монаха Чани, угрожавшею поэту вечными муками, если тот не обратится к религии.

Боккаччо решил продать свои книги и прекратить литературную деятельность. Он отрекся от «Декамерона», объявив его книгой опасной и непристойной.

Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению творчества Данте, своего любимого поэта. Он читал лекции о творчестве Данте, комментировал его «Божественную комедию», а также начал писать первую биографию великого поэта.

Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На его надгробии написано: «Занятием его была благая поэзия». Творчество Боккаччо сыграло важную роль в формировании реализма всей прогрессивной западноевропейской литературы 16-17 веков.




Джованни Боккаччо — один из первых гуманистов Возрождения