Е. А. Евтушенко о поэте и поэзии
Тема поэта и поэзии волновала еще Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Как правило, стихотворения этой тематики провозглашали целью поэтического творчества свободу, гласность. Хрестоматийными стали строки из «Пророка» Пушкина, «Поэта и гражданина» Некрасова. Кто-то может заметить: «Когда это было!
Тогда боролись против царя, против помещиков. А теперь народ свободен». Но, на мой взгляд, интересно задуматься, в чем же сегодня видят свое призвание поэты? Главное слово в поэзии Евгения Евтушенко — слово гражданина, главные
Этот вопрос волнует многих лириков. Евтушенко отвечает так: «Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом. Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом. Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом. Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет предшествующих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо Поэта вне народа нет, Как сына нет без отчей
Получается, что главное для поэта не умение подыскивать рифмы, а нравственные качества. Ведь без этого его стихи не будут делать людей духовно богаче, красивее, не будут пробуждать их «чувства добрые». Не каждому поэту дается «сомнительное право» волновать своими стихами, Крошить налево и направо Талант, как неумелый мел. Евтушенко в стихотворении «Непонятным поэтам» клеймит тех поэтов, которые пишут «блаженные непонятницы», уходят от современных проблем. Автор говорит, что в стихах этих «формалистов» сплошные «абракадабры» и «тарабарщины».
Свои «дыр… бул…щир…» они не создали, нет, они их «отчубучили». Тем самым Евтушенко с издевкой показал, что такие произведения не представляют никакой ценности. Он пишет, что в молодости обожал таких поэтов.
Именно в молодости, когда он еще не совсем понял великое назначение поэзии. Теперь, когда Евтушенко стал зрелым поэтом, его не устраивает то, что его «поймут когда-нибудь», или вообще не поймут. Ему нужно, чтобы его обязательно поняли, ведь его стихи — это крик о помощи.
В его стихах боль за свою Родину; любовь к ней, гнев против всех «дураков и мерзавцев», которые довели страну до такого состояния. Евтушенко выступает в своих стихах против нравственного упадка, он клеймит вещизм, жестокость, трусость, приспособленчество, подлость. Разве нравственность руководит тем молодым человеком, который может любому нахамить, но не может сказать слов благодарности своей матери, вырастившей его?
Ему стыдно! Стыдно и за тех, кто ставит «вещь превыше духа». Нравственную тему поэт продолжает в стихотворении «Прелестный сон».
Автору приснилось общество, в котором торжествует продажность, «совесть — смертный грех», «в лагеря запрятана свобода». Нарисована страшная картина. Но твердостью и решительностью проникнуты последние строки: Все сделаю. В любом бою не рухну, Чтоб этот сон «прелестный» был не в руку.
Как Лермонтов в стихотворении «Поэт», Евтушенко выступает против «трусливой озлобленности», которая подменила «гражданскую злость», и лозунга скопцов: «А на кой?» . На этот вопрос он отвечает: «Чтобы переделать грядущего страшный сюжет». Поэт не боится, что ему «ребра в драке изрядно помнут» или «в спину пырнут». Он боится отступить от своей гражданской позиции, стать таким же трусом, которых обличает: Но лишь бы с течением дней Не жить бы стыдней и стыдней.
Но лишь бы с течением лет Двуликим не стать, как валет. И лишь бы с течением веков Не знать на могиле плевков. В стихотворении «Вандея» Евтушенко отстаивает свободу творчества. Стихотворение направлено против толпы, которая ничего не смыслит в литературном творчестве, но всегда готова на погром поэта, высказывающего свои мысли. Автор сравнивает толпу со свиньей, сующей «свое рыло не в свое дело».
И настоящий талант может погибнуть в этой трясине, может уступить ей и стать «непонятным». Эта «литературная Вандея» в свое время травила Пушкина, отвергала Есенина, подвергала гонениям Высоцкого. Наверное, Евтушенко не раз вступал в столкновения с этой невежественной толпой, но его поэзия продолжала служить прогрессивным идеям. О чем бы он ни писал — о человеческой глубине, о талантливости, о доброте и злости, о вражде и дружбе, о простоте, о правде, о совершенстве — он оставался верен своей цели:
Связать всех людей своей кровью, как ниткой, Чтоб стал человек человеку действительно брат.
В каждом человеке много недостатков, и поэзия играет не последнюю роль в их искоренении. Ведь она «глаголом жжет сердца людей», заставляет лишний раз задуматься: «А все ли у нас хорошо?» В любые времена поэт, если только он настоящий поэт, будет обличать пороки общества, будет «чувства добрые пробуждать», будет звать всех честных людей на борьбу против зла.
Е. А. Евтушенко о поэте и поэзии