Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану»

Пруст получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. Восстанавливал в книгах свою жизнь, сидя на одном месте. 1910 он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». Сначала три части.

Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был незамечен. Его трудно было отнести к какому-либо из имеющихся жанров литературы, книга на 1й взгляд — хаотичное нагромождение случайных восприятий, несвязанных ни композиционно, ни идейно.

Три

части превратились в пять 1913 — По направлению к Свану 1918 — Под сенью девушек в цвету 1920-21 — Сторона Германтов 1922 — Содом и Гоморра 1924 — Пленница 1925 — Беглянка 1927 — Найденное время

Цикл «В поисках утраченного времени» — своеобразные мемуары Пруста, воссоздание его собственной жизни с самого детства. Реально прожитая писателем жизнь осознается им как «потерянное время», как бесплодная и ненужная жизнь. Единственно ценная, подлинная и глубокая жизнь — это жизнь в искусстве, в воспоминаниях, творчески воспроизводящих пережитое.

Искусство должно быть нерациональным.

Мастер

психологической прозы. Основа философии Пруста — предельная изоляция от внешнего мира. Подобно Бергсону Пруст противопоставляет мир времени и мир пространства как две совершенно различные области. И если в мире пространства протекает вся реальная жизнь, действуют объективные законы, ненавистные Прусту законы причинности, разума и науки, то мир времени — область «души», психики, царствует субъективистский произвол. В «По направлению к Свану» , а второй — «направлением Германтов») Пруст задается вопросом: что такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры.

Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, реальность — в сознании человека. Человек с точки зрения Пруста — это целый космос ощущений и воспоминаний. Тезис: «Все в сознании, а не в объекте» = идеи Бергсона, интуиция, спонтанная память. Роман Пруста — попытка воспроизвести эту бергсоновскую «длительность», непрерывный и субъективный внутренний поток).

Изобразит жизнь для Пруста — изобразить поток, текущий через сознание. à «поток сознания» — это: 1. в объекте описания сосредотачивается жизнь человека. 2. новый прием организации текста — техника потока сознания. 3. Он раскрывает внутренную жизнь своего героя, описывает потоки переживаний, вызываемых объективным миром. Автора нет, он не пытается интерпретировать.

Пруст фотографирует картину человеческого сознания, удаляясь полностью из этой картины.

Сознание человека дискретно, слои: рацио и подсознание. Для характеристики сознания Марселя строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует развитую фантазию героя. Мышление Марселя сложное, ассоциативное. Его поток сознания — это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Мы это узнаем из бесконечной вязи повествования, лексически и ритмически организованно. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания.

При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Самое значимое событие для Марселя-ребенка — поцелуй мамы на ночь. Автор настолько погружается в воспоминания, что возникает ощущение, что пишет маленький мальчик.

Еще одна причина, почему жизнь лучше пригрезить — возможность избежать разочарования.

Наша память — это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново — в нас вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания богат нашим прошлым.

Не смотря на кажущуюся нереальность мира, Пруст противопоставляется Кафке и Джойсу. Он образец для искусства социализма. Из-за его метода — воспоминания: мир, всплывший из чашки чая.

Сложная система переходов от одного возраста другого. Текст, созданный интровертом, основанный на субъективном восприятии.

Модернизм получил призвание в послевоенные годы, это показывает, как меняется человек в новую эпоху. Модернисты расширили возможности авторского письма, а не только создали новую философию, они дали читателю новые возможности самопознания. Святая троица модернизма: Пруст, Джойс, Кафка.




Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану»