Экспрессионистская драматургия — Георг Кайзер

Тот же эмоциональный настрой, та же раскрепощенность формы дали, однако, в драматургии гораздо менее убедительные результаты. Теоретики экспрессионизма лишь с известными ограничениями могли сослаться на критические и аналитические пьесы Штернхейма, образцом для которых служили комедии Мольера. Такие экспрессионисты, как Рейнхард Зорге, Пауль Корнфельд, Эрнст Барлах, запечатлели в своих пьесах современность с меньшей силой проникновения в историческую и общественную суть явлений.

Однако с тем большим эмоциональным накалом они изображали

страдания, которые несет человеку капиталистическое общество, и попытки борьбы с ним.

В пьесе Вальтера Газенклевера со всей характерностью проявляются новые тенденции. Как и во многих экспрессионистских стихах, неприятие современного общества выражено здесь в непримиримом конфликте «отцов и детей». Хотя персонажи сильно стилизованы, они все же обладают определенной социально-исторической конкретностью.

«Отец» — враг. Он тиранит домашних; его закостеневшие понятия о долге, требование беспрекословного послушания делают его типичным представителем правящих классов. Его сын противостоит

деспотическому укладу, он требует для себя осмысленной, свободной личной жизни и старается уйти из-под власти отца. Его бунт носит характер социального протеста.

Под звуки «Марсельезы» основывается «Союз молодежи против всего мира»; сегодня «борьба против отца стала тем же самым, чем… сто лет тому назад была месть князю». Однако вся громогласная патетика приводит лишь к уничтожению отца. Сын остается, по существу, таким же беспомощным и растерянным, каким был и прежде.

Страдание и протест являются главными темами в пьесах Георга Кайзера. Хотя его и не причисляют непосредственно к поколению «экспрессионистов», тем не менее он считается одним из наиболее ярких драматургов «экспрессионистского десятилетия». Впрочем, плодотворная творческая работа Георга Кайзера продолжалась вплоть до периода активной борьбы немецкой «литературы в изгнании» против фашизма.

Пьесы Кайзера порой называли «головоломками», во всяком случае, им присуща та строгая логика, которая в свое время произвела сильное впечатление на Бертольта Брехта. Пьеса представлялась Кайзеру «геометрической проблемой». Идеи пьесы пояснялись и проверялись на конкретных примерах, с помощью типизированных персонажей и продуманного, хорошо сконструированного сюжета. При этом не происходило разрыва между идеалом и эстетической аналитикой.

Кайзера объединял с экспрессионистами нравственный максимализм. Существует только одна задача, писал Кайзер в своей работе «Видение и образ» , — «обновление человека». То, что капитализм обесчеловечивает человека, было для него очевидным.

Следовательно, вопрос состоял лишь в том, каким образом можно добиться того, чтобы «новый человек» стал реальностью.

Пороки современного общества Кайзер демонстрирует в своей пьесе «С утра до полуночи» .

Кассир провинциального банка встречается с экзотически красивой дамой. Мечты о богатой, полной удовольствий жизни рождают в нем безудержное желание вырваться из монотонной повседневности. Он крадет 60 000 марок. В этих деньгах заключена его надежда: «Свободное человечество.

Взлеты и падения — человек. Никаких рангов — никаких слоев — никаких классов. Беспредельное освобождение для страстей от повседневной работы и подачек за нее. Пусть нет чистоты — зато есть свобода. Вот плата за мою дерзость».

Кассир попадает в круговорот невероятных событий, в результате которых он понимает: «На золото всех банков мира нельзя купить то, что является настоящей ценностью». Ни азарт толпы во время берлинской «шестидневной гонки», ни ночные увеселительные заведения

Не способны дать ему исполнение мечты о настоящей жизни. Солдаты Армии спасения на его глазах дерутся из-за денег, которые он швыряет им под ноги. Он сам обрывает свою жизнь, трагикомичный мученик за правду, ставшую ему в конце концов понятной, но понятной лишь ему одному.

Вопросы этических основ гуманизма подняты Георгом Кайзером в пьесе «Граждане Кале» . Сюжет пьесы строится на одном из эпизодов Столетней войны между Англией и Францией в XIV веке.

Английский король решил пощадить жителей осажденного города Кале, если шестеро граждан вынесут ему ключи от города. Этих шестерых ждет неминуемая смерть. Но идти вызываются семь добровольцев.

Тут-то и начинается «кайзеровская головоломка». Кайзер показывает, как начинают внутренне колебаться люди, решившие принести себя в жертву во имя общего блага, узнав, что одному из них жребий может даровать жизнь. Эсташ де Сен Пьер, вызвавшийся первым, откладывает решение. Лишь утром следующего дня, проверив свою решимость, добровольцы должны явиться вновь.

Пришло только шестеро: Эсташ покончил с собой, чтобы жертва других оставалась чистой. Вокруг этой абстрактной нравственной «чистоты» в пьесе происходит едва ли не священнодействие. Гражданам Кале Эсташ представляется «победителем» над королем благодаря нравственности «нового человека».

Он — «новый человек» — является условием и средством общественных преобразований.

Мотивы ранних произведений Кайзера повторились в его поздних пьесах. В трилогии «Газ» они обрели новое, мощное звучание.

Капиталистический меркантилизм, осужденный в пьесе «С утра до ночи», предстает в этой трилогии в образе гигантской монополии, производящей ядовитый газ, который способен истребить все человечество. По воле автора главные персонажи трилогии наделены всею полнотою власти. Благодаря внутреннему перерождению они пытаются остановить смертельную опасность для земли и превратить ее в «райский сад».

Но одиночкам не удается роль спасителей. В пьесе «Газ II» мир технократии, нарисованный автором средствами научной фантастики, сам себя полностью уничтожает.

Кайзер был одним из пионеров экспрессионистского театра, однако он же принадлежал в 20-е годы к числу тех авторов, которые отказались от тематики и стилистики экспрессионистской драматургии. Обширное творческое наследие Кайзера послевоенного периода, когда продолжались его смелые театральные эксперименты, включает в себя как социально-критическую драму «Рядом» , так и блестящую пародию на «бульварный» театр, а наряду с напоминающим традиции народных комедий музыкальным ревю также морализаторскую пьесу-притчу. Фашисты запретили Георгу Кайзеру писать. В 1938 году он эмигрировал в Швейцарию.




Экспрессионистская драматургия — Георг Кайзер