Электра героиня трагедии Эсхила «Хоэфоры»

Сюжет драмы — обстоятельства этого убийства. Клитемнестра, напуганная сном, приказывает Э. отнести жертвы на могилу Агамемнона. Для нее тяжело это поручение, и хор пленниц-плакальщиц — активное действующее лицо драмы — побуждает ее действовать и напоминает ей о правоте мести.

По оставленному на могиле локону она узнает Ореста; вымышленная весть о его гибели помогает брату и сестре в осуществлении их замысла, и Клитемнестра, а затем и Эгисф погибают от рук Ореста.

Образ Э. у Эсхила не обладает достаточно яркими индивидуальными

чертами; он растворяется в действии, разворачивающемся в соответствии с божественной волей. Этот образ полон глубоких поэтических символов, направленных на раскрытие заключающейся в этой воле справедливости. Как характер героиня Эсхила уступает Э. Софокла.

Героиня трагедии Софокла «Электра». В отличие от Эсхиловой драмы Э. у Софокла — главная героиня. Сюжетная канва отличается от Эсхиловой некоторым усложнением и незначительными деталями; но сама атмосфера трагедии и ее характеры — совершенно иные.

Э. у Софокла не колеблется, не сомневается в своей решимости отомстить; и для того, чтобы ярче подчеркнуть

ее духовные силы, Софокл оттеняет ее — как это было и в «Антигоне» — образом нерешительной, примирившейся со своей судьбой сестры Хрисо-фемиды. В. А. Жуковский так описывает образ Э.: «Убийство Эгисфа и Клитемнестры можно почесть одною только необходимою принадлежностью Софокловой драмы; душа ее одна Э., твердая, пылающая мщением, окруженная несчастиями, величественная в горестном унижении, и главное намерение стихотворца состоит единственно в том, чтобы представить этот великий характер в различных положениях, заставляющих различным образом его раскрываться». Ж.-Ф. Лагарп считает характер Э. одним из самых драматических, которые ему известны.

Софокл делает все, чтобы усилить позицию Э. и Ореста и ослабить таковую же их противников: он оставляет без внимания собственные права Эгисфа на месть ; единственное, что позволяется сказать в свое оправдание Клитемнестре, — убийство стало местью за Ифигению, но контекст реплики и само содержание обессиливают аргументы; Эгисфу победители на радостях даже не дают сказать ни одного слова в свое оправдание, торопясь покончить с ним быстрее и не желая затягивать дело речами.

Никакого отпечатка на образы трагедии не накладывает и позорное будущее Ореста, которому суждено предательски убить у дельфийского алтаря благородного Неоптолема. Симпатии Софокла неликом и безраздельно на стороне Э. и ее брата; финальная сцена — их радостное торжество над поверженными врагами. А. В. Шлегель отмечал «свежее дыхание жизни и юности», «небесную радость в таком ужасном предмете».

Эта позиция иногда вызывала упреки в адрес драматурга: П. А. Катенин, например, считал, что «холодная жестокость детей, убивающих мать, отвратна». Безраздельная симпатия Софокла — его отличительная черта; ни покорность божественному миропорядку у Эсхила, ни безнадежно прозаическое, без малейшего проблеска торжества преступление у Еврипида не производят столь сильного впечатления. Э. Софокла оказала значительное воздействие на позднейшую литературу, гораздо более сильное, нежели образы Э. у Эсхила и Еврипида.

Авл Геллий сообщает, что известный трагический актер Пол, исполняя роль Э., взял из могилы недавно умершего сына урну с его прахом и «наполнил все вокруг не притворными, актерскими, но настоящими рыданиями и стенанием».

Героиня трагедии Еврипида «Электра» . Образы главных героев у Еврипида совершенно иные, нежели у Софокла и тем более у Эсхила, — вплоть до полемики с предшественниками в некоторых деталях. Неожиданный сюжетный ход позволяет совершенно изменить контекст и снизить образ героини. Она не меньше жалуется на нищету и лишения, чем на преступления матери и Эгисфа.

Утратил свою героическую непоколебимость и Орест: он лишь с трудом подчиняется оракулу Аполлона, укоряя его в несправедливости, и убивает мать, прикрыв лицо плащом, поскольку не в силах видеть собственного преступления. В последней сце не Кастор и Полидевк рассказывают Оресту о его будущей судьбе. Симпатии Еврипида не столь однозначны, как у Софокла: он изображает Клитемнестру не жестокой, беспощадной правительницей, но усталой женщиной, с трудом выносящей бремя мужеубийства, и победа над ней морально разбивает Э. и Ореста.

Эта трагедия никогда не относилась к числу наиболее популярных в театре Бврипида. А.-В. Шлегель считал ее самой слабой у поэта; П. Катенин придерживался того же мнения; оно было свойственно XIX в., но в XX была оценена по достоинству психологическая тонкость образов и высокая мораль простых людей, выведенных в трагедии.




Электра героиня трагедии Эсхила «Хоэфоры»