Образ Гельдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл-линский философ V в. до н. э. бросился в кратер Этны, чтобы «укрепить молву, будто он сделался богом». Э. в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить.
Э. — один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник, наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей Шелли и Манфред Байрона.
Жители Агригента воздают Э. заслуженную хвалу — он действительно «кормчий царственный», практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Э. с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Э. счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается.
Итог самообожествления печален: Э. изгоняют из города.
Когда неожиданно сограждане прощают Э., когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Э. — это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гельдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Э. в каждой из них неизменен.
Сценической истории трагедия не имела — лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К. М. Грюбер, поставив спектакль «Эмпедокл, играем Гельдерлина», где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.
Дайджест:
- Краткое содержание трагедии Гельдерлина «Смерть Эмпедокла»В центре неоконченной пьесы — образ древнегреческого мыслителя, государственного деятеля, поэта, врачевателя Эмпедокла, жившего в 483-423 гг. до н. э. Действие происходит на родине философа — в городке Агригенте на Сицилии. Весталка Пантея тайком приводит к дому Эмпедокла свою гостью Рею, чтобы та смогла хоть издали взглянуть на замечательного человека, ощущающего себя богом среди стихий ... Читать далее...
- Краткое изложение трагедии «Смерть Эмпедокла»В центре неоконченной пьесы — образ древнегреческого мыслителя, государственного деятеля, поэта, врачевателя Эмпедокла, жившего в 483 — 423 гг. до н. э. Действие происходит на родине философа — в городке Агригенте на Сицилии. Весталка Пантея тайком приводит к дому Эмпедокла свою гостью Рею, чтобы та смогла хоть издали взглянуть на замечательного человека, ощущающего себя богом ... Читать далее...
- Герой трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»Исторический прототип — Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь. Герой Толстого — сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, «с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в чем и ни ... Читать далее...
- Изложение творчества немецкого поэта ГельдерлинаВ творчестве немецкого поэта Гельдерлина связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству; Торжествуйте, радостные музы! Он искуплен, древний наш позор. Час настал! Лежат во прахе узы, Вынесен гордыне приговор! Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в котором не ... Читать далее...
- Герой трагедии немецкого писателя Гуцкова «Уриель Акоста»Уриель Акоста историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской инквизиции, в 1614 году перешел в иудаизм, но не принял некоторые его догматы, за что был отлучен от синагоги, подвергался унижениям; покончил жизнь самоубийством в возрасте 55 лет. Уриель Акоста в пьесе имеет ту же ... Читать далее...
- Герой трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский»Историческим прототипом Тимон Афинский явился Тимон, живший в Афинах в период Пелопонесских войн, о котором упоминает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» в биографиях Марка Антония и Алкивиада. По свидетельству Плутарха, Т. не был богатым человеком; испытывая нужду, он обратился к друзьям за помощью, получил отказ и возненавидел не только их, но и весь род людской. Свою ... Читать далее...
- Герой трагедии Шиллера «Коварство и любовь»Герой мещанской трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» , сын президента фон Вальтера, первого министра небольшого герцогства. Благородный юноша тяготится придворной жизнью, он начитан, верит в высокие идеалы, искренен и порывист. В его образе ощутимы черты персонажей драматургии «бури и натиска». Фердинанд фон Вальтер выработал свои представления о долге и чести, которые расходятся с общепринятыми. ... Читать далее...
- Герой трагедии И. В. Гете «Эгмонт»Обращение писателя к истории нидерландской революции XVI в. вызвано всплеском антифеодальных настроений в Германии. В своей более чем десятилетней работе над пьесой Гете пользовался историческими трудами иезуита Страды и голландского историка Эмануила ван Матерна. В пьесе показан лишь первый период нидерландской революции, закончившийся арестом и казнью Эгмонт Образ Э. соединяет художественный вымысел и историческую правду. ... Читать далее...
- Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»Герой и время. В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Конечно, Печорин поступил жестоко по отношению к Максиму Максимычу, проявив равнодушие при встрече. Но при этом можно вспомнить жестокость горцев, жестокость контрабандистов. Дело не в одном Печорине. Сама действительность жестокая и ... Читать далее...
- Герой трагедии Шекспира «Тит Андроник»Тит Андроник в отличие от героев других «римских трагедий» Шекспира, не имеет прямого исторического прототипа. Скорее всего драматург взял это имя из исторических хроник Восточной Римской империи. Имя Андроник носили несколько византийских императоров. В 533 г. константинопольский император Юстиниан начал войну с готами за Рим. Войну успешно вел полководец Велизарий, который затем был отозван, а ... Читать далее...
- Герой трагедии Эсхила «Прометеи прикованный»В греческой мифологии Прометей сын титана Налета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса. Похитив огонь, Прометей приносит его людям, за что Зевс приказывает приковать П. к горам Кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. Пытку прекращает Геракл, убивающий орла. К мифу о Прометее в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая ... Читать далее...
- Герой трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра»Антоний фигурировал среди персонажей первой «римской» трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», но ловкий демагог, искусно игравший на страстях толпы, не имеет почти ничего общего с беспечным и великодушным полководцем второй пьесы, хотя в обоих случаях источником послужили «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Некоторые детали сознательно изменены: так, у Плутарха «кутилу и пьяницу» Антоний покидает бог Вакх-Дионис, а в ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии Толстого «Смерть Иоанна Грозного»Действие происходит в Москве в 1584 г. и начинается ссорой в Боярской думе: Михаиле Нагой, брат царицы Марии Федоровны, спорит за место с Салтыковым и втягивает в свару остальных бояр. Захарьин-Юрьев, брат первой царевой жены, прерывает споры, заговорив о важности собравшего их дела: Иоанн, терзаясь раскаяньем после убийства сына, решил принять иноческий сан и указал ... Читать далее...
- Герой трагедии А. П. Сумарокова «Хорев»По летописному преданию, Хорив — один из трех братьев, основателей города Киева. Вероятным источником сведений для Сумарокова послужил «Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев о начале славянского народа, о первых киевских князьях и о жизни святого благоверного князя Владимира» историка и церковного деятеля И. Гизеля. Однако фабула пьесы не имеет исторической почвы и сочинена ... Читать далее...
- Герой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери, автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. большой популярностью. Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое распространение получили слухи ... Читать далее...
- Герой трагедии У. Шекспира «Отелло»Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джиральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» , ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе, трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное — характер ее центрального героя. У ... Читать далее...
- Герой трагедии В. А. Озерова «Фингал»Сюжет пьесы заимствован из поэмы «Фингал» , вошедшей в собрание «Песен Оссиана», будто бы найденных в Шотландии английским литератором Макферсоном. В начале девятнадцатого века «Песни Оссиана» — одно из самых модных и любимых публикой произведений, привлекавшее необычностью стиля, духом древних шотландских саг, своеобразным обликом героев — поэтов и воинов. Фабула поэмы послужила материалом романтической трагедии ... Читать далее...
- Герой трагедии У. Шекспира «Ричард III»Историческим прототипом является герцог Глостер, английский король Ричард III из династии Иорков. История Ричарда Глостера — одна из самых драматических в длившейся 40 лет борьбе за английский престол, вошедшей в историю как война Алой и Белой розы, династий Ланкастеров и Иорков — послужила еще до Шекспира материалом для двух пьес: одна, написанная по-латыни Томасом Легге, ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии Клопштока «Смерть Адама»Долина, окруженная горами, в ней шалаши и алтарь Авелев. Адам молится у алтаря, а сын его, Сиф, и одна из правнучек, Зелима, говорят между собой. Зелима счастлива — ведь сегодня Адам должен «ввести ее в сень брачную», она выходит за мудрого Гемана, которого сама избрала мужем своим. Но Сиф не может радоваться вместе с нею, ... Читать далее...
- Этеокл герой трагедии Эсхила «Семеро против Фив»Образ Этеокла восходит к древнегреческим мифам фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах. Э., как и его брат Полиник,- сыновья Эдипа от кровосмесительного брака с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила Э. изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных ... Читать далее...
- Герой драматической кантаты Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты»Хоакин Мурьета тип мифологизированного героя латиноамериканской истории, «добрый разбойник», предположительно мексиканец. В «Слове к читателю» Неруда настаивает на том, что Х. М. чилиец, а в «Слове к режиссеру» говорит, что «произведение это трагическое, но помимо всего прочего написано отчасти и в шутку. Вещь эта одинаково тяготеет и к мелодраме, и к опере, и к пантомиме». ... Читать далее...
- Герой трагедии Софокла «Филоктет»Филоктет сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов, получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Филоктете создали и Эсхил, и Еврипид, но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами вполне вписывается в рамки стилистики великих трагических поэтов: ... Читать далее...
- Герой трагедии Шекспира «Король Лир»Сказания о короле Лире и его дочерях принадлежат к числу древнейших преданий-легенд Британии. Впервые их литературная обработка сделана английским летописцем Джеффри Монмутским в его латинской «Истории Британии» . Впоследствии пересказ легенды, уже по-английски, встречается во многих стихотворных хрониках: от поэмы Лайамона «Брут» до знаменитых «Хроник» Р. Холиншеда, явившихся источником многих шекспировских сюжетов. Отдельные детали взяты ... Читать далее...
- Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»?А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. «Толстый и тонкий» Б. «Лошадиная фамилия» В. «Дама с собачкой» Г. «Хамелеон» Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе «Хамелеон»? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество Какие детали в ... Читать далее...
- Меркуцио — герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»Известно, что имя Меркуцио Шекспир взял из достоверных ему источников, что послужило толчком для внедрения его в только зарождающуюся пьесу. Источник: Трагедия «Ромео и Джульетта» Автор: Уильям Шекспир Вид: Персонажи Уильяма Шекспира p» Автор вначале характеризует этого молодого человека как образца удачливого соблазнителя, куртуазности и охотника за дамскими сердцами. Эпиграф — Роль Меркуцио и в ... Читать далее...
- Роль мифа в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции»Новелла Манна «Смерть в Венеции» сложное произведение, наполненное глубокого символическим и аллегорическим содержанием. Каждый образ будто имеет двойную природу: его можно воспринимать реалистически и аллегорически. Важную роль в новелле играют мифические сюжеты и образы, которые использует автор. Но Т. Манн творит свой миф в новелле «Смерть в Венеции», где как и в античных, библейских мифах, ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Гельдерлина «Гиперион»Лирический роман — крупнейшее произведение писателя — написан в эпистолярной форме. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к образу титана, отца бога солнца Гелиоса, чье мифологическое имя означает Высокоидущий. Создается впечатление, что действие романа, представляющего собой своего рода «духовную одиссею» героя, развертывается вне времени, хотя арена происходящих событий — Греция второй половины XVIII в., ... Читать далее...
- Краткое изложение романа Гельдерлина «Гиперион, или Отшельник в Греции»Лирический роман — крупнейшее произведение писателя — написан в эпистолярной форме. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к образу титана, отца бога солнца Гелиоса, чье мифологическое имя означает Высокоидущий. Создается впечатление, что действие романа, представляющего собой своего рода «духовную одиссею» героя, развертывается вне времени, хотя арена происходящих событий — Греция второй половины XVIII в., ... Читать далее...
- От трагедии совести к социальной трагедииВся сила Островского заключается именно в психологии насилия и обмана в их русской форме, и надо удивляться той неистощимости творчества и той тонкости анализа, с которым он строил свои чуть не бесчисленные художественные комбинации волчьего рта и лисьего хвоста. Говорю «чуть не бесчисленные», потому что, сосчитав даже всех действующих лиц произведений Островского, мы получим цифру, ... Читать далее...
- Юдифь героиня трагедии Ф. ГеббеляОбраз Юдифь драматург взял из Библии: сюжет об убийстве иудейской вдовой Юдифь ассирийского полководца Олоферна, взявшего в осаду ее родной город Ветилуй. Образ у Геббеля сильно отличается от библейского прототипа. Юдифь разгневана бездействием мужчин города, она слышит рассказы о грозном Олоферне, которого никто не может победить. В лагерь полководца ее ведет долг перед согражданами, но ... Читать далее...
Эмпедокл — герой трагедии Ф. Гельдерлина «Смерть Эмпедокла»