Эмпедокл — герой трагедии Ф. Гельдерлина «Смерть Эмпедокла»

Образ Гельдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл-линский философ V в. до н. э. бросился в кратер Этны, чтобы «укрепить молву, будто он сделался богом». Э. в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить.

Э. — один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник, наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей

Шелли и Манфред Байрона.

Жители Агригента воздают Э. заслуженную хвалу — он действительно «кормчий царственный», практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Э. с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Э. счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается.

Итог самообожествления печален: Э. изгоняют из города.

Когда неожиданно сограждане прощают

Э., когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Э. — это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гельдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Э. в каждой из них неизменен.

Сценической истории трагедия не имела — лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К. М. Грюбер, поставив спектакль «Эмпедокл, играем Гельдерлина», где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.




Эмпедокл — герой трагедии Ф. Гельдерлина «Смерть Эмпедокла»