Эпоха реализма: журналисты, поэты, драматурги
Когда в 1846 г. Белинский оставил журнал Краевского ради некрасовского Современника, его место главного критика занял двадцатитрехлетний Валерьян Николаевич Майков, обещавший чрезвычайно много. Он происходил из одаренной семьи и рано выделился своей необычайной талантливостью. Он обладал таким запасом здравого смысла, широтой понимания и чувством литературы, которого мы напрасно будем искать у других русских критиков интеллигентского периода. Его ранняя смерть в 1847 г. была настоящим бедствием: как Веневитинов до него и Помяловский после,
Майков был критиком гражданственным и притом социалистом. Но он был критиком — одним из немногих истинных критиков в истории русской литературы. В области явлений литературы он отличался необычайной проницательностью.
Его разбор ранних вещей Достоевского может и сегодня быть принят почти без оговорок; он же первый дал высокую оценку поэзии Тютчева.
После смерти Майкова и Белинского западническую прессу возглавили западники правого крыла, и критика стала не гражданственной,
Наиболее известными из них были Александр Васильевич Дружинин, уже упоминавшийся как автор «проблемного» романа Полинька Сакс, и Павел Васильевич Анненков. Анненков был секретарем Гоголя, когда великий писатель писал Мертвые души, а потом стал близким другом Тургенева. В 1853-1856 гг. оба они вместе с Некрасовым составляли некий триумвират, фактически правивший русской литературой. Тургенев считал Анненкова компетентнейшим критиком и всегда давал ему на прочтение только что законченные вещи перед окончательной отделкой.
Анненков более всего известен как издатель и биограф Пушкина. Его книга Пушкин в царствование Александра I — одна из самых замечательных книг подобного рода. Написанная им картина общества, создавшего и окружавшего Пушкина до двадцатипятилетнего возраста, — шедевр социальной истории. И хотя раздражает его снисходительный тон по отношению к эпохе, которую он считал отсталой, его умение увидеть и выделить важное и глубина изображения делают книгу необходимой для каждого изучающего русскую цивилизацию, не говоря уже о том, что она прекрасно читается. Его многочисленные воспоминания и портреты современников так же проницательны и так же будят мысль.
Все это вместе складывается в широкую панораму тех лет, столь много значивших для развития русского интеллигентского мышления.
Эпоха реализма: журналисты, поэты, драматурги