Эпоха «света» в цикле Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
Наступление эпохи «света» обозначил цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который, по словам поэта Н. Гумилева, «дал новый лик любви». Тема любви здесь входила в контекст величественных символистских обобщений, которые переводили ее из земной реальности к нездешнему, непостижимому и таинственному миру вечности, предоставляли любовному чувству лирического героя характер мистического откровения. Художественный мир этого цикла напоминает поэтическую Церковь Любви, в которой властвует атмосфера молитв и благоговейного поклонения
Звездный мир Прекрасной Дамы уступил в них место реальному миру с его социальными контрастами, скитаниями обездоленных, бременем ежедневной изнурительной работы пролетариев. Блок обратился к околице народной культуры, к фольклорно-мифологической стихии. Образ «трясины», который является сквозным во втором из упомянутых циклов, выступает и олицетворением первоначальных сил земного бытия, и символом внутреннего «распутья» лирического героя, его духовной растерянности на
События 1905 г. оказывали содействие дальнейшему приближению блоковской поэзии к реальности. Не на царство света направляется внимание художника в то время, а на трагический диссонанс между идеалом и действительностью. Уже не мистические проявления вечности привлекают его, а «мистика будничности». Вполне естественно, что сборник «Неожиданная радость» , который отразил эти изменения, вместе со статьей «О реалистах» , в которой поэт с художественной бескомпромиссностью отстаивал место реалистической литературы в культурном ландшафте России в начале XX ст., вызвали резко отрицательную реакцию со стороны символистов.
Наиболее остро указанные тенденции показались в лирической драме «Балаганчик» . Задуманное как горькая пародия на недавно пережитую любовную коллизию, это произведение не оставляло камня на камне от представлений, которыми питались вдохновенные любовные песни, которые прославляли Прекрасную Даму. В нем Блок остро высмеял «мистиков», которые упорно ищут знаки Вечности в будничных земных вещах. С мучительной беспощадностью развенчал он и страдания, вызванные любовной драмой, — в образе раненого судьбой героя, который истекал клюквенным соком.
Вечная Женственность была здесь в образе Коломбины — постоянной героини затертых балаганных спектаклей и «картонной невесты» тонкослезного Пьеро, который является траги-ироничным художественным двойником поэта. Вот в такую гротескную арлекинаду трансформировался недавний «гимн любви».
Резко контрастировал со «Стихами о Прекрасной Даме» сборник «Снежная маска» , посвященный актрисе Н. Волоховой. В ней властвовала «дионисийская» стихия «метельной», губительной страсти, надрывная в своей противоречивости любовь-ненависть. Центральная фигура сборника — Снежная Дева — была новым олицетворением Вечной Женственности.
Как и Прекрасная Дама, она имела неограниченную власть над лирическим героем. Однако это была власть «царства тьмы», демонических разрушительных сил.
Парадоксально соединенные в образе Снежной Девы всемирный холод и пламя значительно усиливали опасность этой ипостаси вечного женского для лирического героя. Следует отметить, что поэзии А. Блока присуща чрезвычайная музыкальность. Важную роль в этом сыграют ритмические и фонетические повторы.
Опытные знатоки блоковской лирики ценили ее удивительный звук. Начиная со второй половины 1900-х годов творчество А. Блока развивалось по трем главным тематическим направлениям. Первый из них формировался на основе темы «страшного мира» . В русле этой темы рождались картины зловещего маскарада человеческих грехов, недостатков бездушной цивилизации, обывательской самоудовлетворенности, прозябание людей, которые оказались на социальном дне, бессмысленного круговорота бытия, в котором вращается современный человек, гротескные образы «одряхлевшего общества».
Апокалипсические и евангельские мотивы, пафос предсказания близкой катастрофы предоставляли этим зарисовкам космический размах. Однако с конца 1900-х годов в блоковской лирике все более громче звучат настроения страстной влюбленности в жизненную стихию — бушующую, разнообразную, безграничную, прекрасную и трагическую.
Эти настроения создавали мировоззренческую подпочву второй тематической линии поэзии Блока. Новая позиция лирического героя относительно жизни наиболее точно описывается понятием «любовь-вражда»: ощущая «безумную жажду жизни», он вместе с тем оказывает сопротивление разрушительным силам жизненной стихии. Теперь бывший рыцарь Прекрасной Дамы с мечом и щитом выходит на романтический «поединок» с жизнью. В пределах блоковской концепции восприятия жизни интенсивное развитие получила идея отплаты. Она разрабатывалась в двух аспектах: интимно-личностном и историческом.
Сквозь призму идеи отплаты Блок трактовал предчувствие им социально культурных взрывов в России, причиной которых, по его мнению, были процессы перерождения культуры в механистическую цивилизацию и разрыв между интеллигенцией и народом. Идея отплаты в ее историческом аспекте была тесно связана с темой родины, которая выделилась в третье направление поэтического творчества Блока.
С 1907 года художник на протяжении девяти лет работал над поэзиями, которые со временем объединил в цикл «Родина». В них он осмысливал самобытность России, особенности ее национально-духовного развития. Созданный Блоком образ отчизны вобрал разные ипостаси Вечной Женственности, которые раскрывались в его предыдущих поэтических циклах. Вместе с тем в этих стихах воплотилось чувство родственности поэта с народной культурой.
Тема исторических потрясений заняла центральное место в двух широко известных произведениях, написанных А. Блоком в последний период его творчества — поэзии «Скифы» и поэме «Двенадцать».
Эпоха «света» в цикле Блока «Стихи о Прекрасной Даме»