Ерема — народный герой из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»

Нашу историю невозможно забыть, так как запеклась она кровью в памяти народной. Особенно страшным был год 1768, когда происходило восстание, известное под названием «Колиевщина». Наш славный Кобзарь не смог обойти молчанием такой исторический эпизод и написал замечательную поэму — «Гайдамаки». Это не просто поэма, это целая эпопея героизма и любви к родной земле, перед которой тускнеют даже личные чувства. Тарас Шевченко прославляет в ней народных предводителей — Гонту и Железняка.

А с особой любовью относится он к Ереме Галайде.

Интересно

то, что впервые в украинской литературе Шевченко изобразил одним из главных героев поэмы обычного крестьянина, да еще и наймита. Ерема, разумеется, страдал, так как не видел выхода со своего трудного положения. Закомплексованный, униженный, с детства затурканный и затравленный, он волей злой судьбы обречен быть безмолвным, ощущать мучения ревности к Оксане, которая, согласно морали села, не считалась парой безродному незаконнорожденному: «Ерема гнулся, так как не знал. Не знал, бедолага, что выросли крылья. Что неба достанет, когда полетит…».

Тем не менее высокое достоинство, которое в юности

таки заявило о себе, заставило Галайду круто изменить свою судьбу, присоединившись к лагерю восставших. Он понимает, что только рядом с ними, только в борьбе можно найти свое счастье. Конечно, образ Еремы Галайды, по словам Шевченко, «наполовину выдуманный». Но именно в нем мы видим черты, присущие беднейшему крестьянству. Перед нами возникает тот г-рой-богатырь, который встречается чуть ли не в каждой украинской сказке.

Чтобы не выделять Ерему от народных рассказов, Шевченко наделяет Галайду традиционными эпитетами: чернобровый казак, сокол, орел сизокрылый. Ерема и ведет себя, как самый обычный крестьянский хлопец. Уже из хвастаний будущего гайдамака одеть любимую, «как паву», «как гетманшу», просматривается наивность парня, его простота.

Хотя жизнь сильно помяла и покрутила парня, он еще слишком молод, чтобы смотреть на мир философски, ощущать несправедливости родной земли. Лишь собственное горе и оскорбления делают Ерему мстителем. Чувство потери юноша переживает настолько глубоко, что теряет сознание: «»Оксана. Оксана — едва выговорил Ерема, да и упал наземь».

Но Галайда — это сильный характер. Пройдет совсем немного времени, и от его урожденного сентиментализма не останется и следа. Галайда уже готов мстить.

И все его кровавые поступки вызваны невыразимыми мучениями больного сердца: безнадежностью, мыслями о самоубийстве, сочувствием к девушке-жертве. Такие перепады настроения героя естественные, они целиком объясняют поступки Еремы-страдальца и Еремы-мстителя:

Будто бешеный, Мертвых режет. Мертвых жжет.

Галайда — сын народа, а значит и болеет за народ. Он бьется и за народные несправедливости, и за свои личные, и так бьется, что при упоминании его имени ляхи трясутся от ужаса. За упорство, храбрость, отвагу, за преданность делу полюбил Галайду Максим Железняк: «Получил Максим себе сына На всю Украину». Гайдамацкое восстание заканчивается поражением. Но Ерема продолжает биться, в отличие от Гонты и Железняка, ведь именно он является народным героем, а народ — бессмертен.

Тяжелой была жизнь украинского народа. Но, наверное, поэтому и рождались такие герои, как Ерема Галайда, чтобы изменить, улучшить жизнь, чтобы получить волю. Можно, на мой взгляд, с уверенностью сказать, что Ерема — любимейший персонаж Шевченко в «Гайдамаках».

Поэтому и гордится автор своим героем: «Такой — это мой Ерема, Сирота богатый».




Ерема — народный герой из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»