Эрнст Толлер

Эрнст Толлер принадлежал к мюнхенскому окружению Мюзама, то есть к той политически активной интеллигенции, которая горячо спорила о п а ц и ф и з м е, революции и социализме.

Молодой студент юридического факультета в 1914 году пошел на фронт добровольцем. В 1916 году Толлер был тяжело ранен, и его демобилизовали для продолжения учебы. В Мюнхене под влиянием К. Эйзнера и Г. Ландауэра он вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, с энтузиазмом вел антивоенную агитацию среди рабочих. Его арестовали, и лишь революция освободила

его из тюрьмы.

Спустя всего несколько дней он уже был членом руководства Баварского центрального совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Будучи страстным революционером, Толлер одновременно посвятил себя и литературе, что в литературной ситуации последних лет войны означало примыкание к кругу идей и стилистике экспрессионизма. Драма Толлера «Превращение» свидетельствует о том, по каким направлениям складывалось у Толлера осмысление главных мировоззренческих проблем.

Эта пьеса является выражением нравственного кредо, драматизированным повествованием о судьбе человека и автобиографией.

Действие пьесы, разворачивающееся в шести эпизодах и аллегорических интермедиях, рассказывает о Фридрихе, выходце из буржуазной семьи, а по существу, о самом Толлере, для которого ура-патриотические настроения сменились отрезвлением, а вслед за размышлениями о более человечном миропорядке пришла решимость бороться за него. О путях, которыми герой идет к своей цели, лучше всего говорит последняя сцена, где Фридрих обращается с речью к толпе, чтобы затронуть сердца людей: «Ведь вы теперь не люди, а лишь искаженные подобия самих себя. Но вы можете стать людьми, если обретете веру в себя и в человека…». Он призывает своих «собратьев» идти к «власть имущим», «солдатам» и «богачам»: «… откройте им свое сердце, бывшее некогда свалкой.

Но будьте добры к ним, ведь и они — несчастные, заблудшие».

Толлер проникся идеей такой революции, которая должна произойти в результате нравственного пробуждения всех людей, но в дни Баварской Советской республики ему пришлось взять на себя реальную политическую ответственность: некоторое время он даже возглавлял новое правительство, затем командовал одним из участков фронта. Суровая реальность вооруженной борьбы столкнулась с идеалистическими представлениями поэта. Ряд его действий ускорил падение Баварской Советской республики.

В этих пьесах он стремится понять и художественно воплотить события, непосредственным участником которых он был. Причины поражения революции Толлер видел прежде всего в непримиримом трагическом противоречии между вождями революции и широкими массами, не готовыми к ней, поэтому он хотя и «переворачивает» конфликтную структуру экспрессионистской поэзии, однако по-прежнему остается в ее рамках. Лишь в сатирической комедии «Освобожденный Вотан» , разоблачающей послевоенную реакцию в Германии, ему удается преодолеть эти позиции экспрессионизма.

Толлер непосредственно не принадлежал к революционно-пролетарскому литературному движению, но все же в 20-е и 30-е годы он считался одним из наиболее известных немецких писателей, близких к пролетариату. Воспоминания о главных событиях его жизни, тема революционной работы дали ему возможность создать еще целый ряд значительных художественных произведений: «Гоп-ля, мы живем!» , «Гасить котлы!» . Находясь в эмиграции, он написал пьесу «Пастор Галль» , призывавшую к борьбе с нацистским режимом. Он выступал в качестве оратора и публициста, организатора широкой международной поддержки республиканской Испании.

В мае 1939 года, когда власть фашистов достигла своего апогея, Толлер покончил жизнь самоубийством в Нью-Йорке.




Эрнст Толлер