Эрос и Танатос

Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал первичными влечениями. В первых публикациях в качестве первичных он рассматривал лишь сексуальные влечения.

Далее он приходит к выводу, что первичные влечения составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением

сил инстинкта жизни и инстинкта смерти. Эти полярные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека. И если инстинкт жизни более ясен читателю в качестве животворящей силы, то в отношении инстинкта смерти требуются дополнительные разъяснения.

Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и, в результате смерти, возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь

обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения целью всякой жизни является смерть, причем жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Понимая относительность аргументации в пользу этого положения, сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству Первой Мировой войной, натолкнули Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и деструктивности.

Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство инстинкта жизни и инстинкта смерти.




Эрос и Танатос