Эскизное психологическое описание в рассказе «Чумак»

Эскизное психологическое описание «Чумак» имеет в основе песню «Ой, в поле курно и дымно», песенный мотив — страдание парня, любимую которого насильственно выдали замуж за богатого вписан в нечетко структурированную композицию: сказочное начало — отец умер, как сыновья распорядились наследством, новеллистичность вытекает из лаконизма сюжетного построения. Младший брат главного героя неслучайно избран пересказчиком, он был сделан тайным участником в истории любви Грица.

Автор позволяет себе тонко нюансировать психологические

переживания: серьезность ситуации скрытой любви оттеняется комизмом случайного подсматривания, где-то на грани мифического разоблачения наблюдателя. Мифологемой конструкции является выбор невесты, от которой отказывается Гриц. Напевность его души конструируется через гиперболически поэтические оценки, он выливает страдание в песне, потому она и звучит так, как никто не может запеть.

Символическим является образ креста, сделанного из целого дуба, который помечает несокрушимость любви, силу характера главного героя. Следовательно, «Чумак» в то же время имеет и эскизные черты — не через разворачивание

сюжетно композиционных и психологических характеристик, и новеллистические черты, может быть охарактеризован как новелла-баллада.

Таким образом, отсутствие четкой жанровой матрицы, собственно, ее аморфность, размытость, ориентированность на творческие эксперименты находят проявление у П. Кулиша преимущественно на грани направлений, через специфику мировоззрения, кроме реалистичных и романтичных тенденций, фольклоризма, есть рудименты сентиментализма. У Марка Вовчка — именно жанровый синкретизм, у его бессистемности есть мотивированность художественной необходимостью. Проза его — поэтическая проза, лирическая проза, ее песенность, — не только от сбора фольклора, но и от личной ориентированности на лиризм, на обновление жанра общественно-проблемного рассказа. Своеобразной характеристикой произведений обоих художников является балладность, которая требует больше эпики, рядом с этим есть и бурное развитие, катастрофический обрыв, манера песенной композиции.

В то же время, видоизменения жанров обусловлены требованиями суток.

Как характеризует специфичность соотношения социальной детерминации жанра И. Денисюк, это «предопределяет его изменяемость и той контаминации структурированных компонентов, которая обнаруживает тенденцию к относительному постоянству, создает иллюзию определенной имманентности жанра». Дивергенция жанровых структур действительно является приметой суток, но в малой прозе П. Кулиша и Марка Вовчка сохранены индивидуальные достижения писателей, близких к народным источникам, которые, однако, по-разному воспроизвели фольклорные элементы в своем творчестве.




Эскизное психологическое описание в рассказе «Чумак»