Эссе: Читая стихи Маяковского
«А вы смогли бы?». Один из наиболее известных и вместе с тем показательных для ранней лирики Маяковского стих, который ярко иллюстрирует определенность его тогдашней проблематики. В этом коротеньком стихе показаны по меньшей мере три главные мотива его ранней лирики.
Прежде всего, это мотив города и, шире, мотив новой городской «машинной», по выражению футуристов, цивилизации. Город представляется поэту словно в двойном свете. С одной стороны, он ассоциируется с образом страшного ада, в котором страдают люди, в котором человеку
С другой стороны, в его стихах звучат интонации увлечения атмосферой городской жизни и быта, с которым футуристы связывали будущее человечества. Его поражают современные города, здания, улицы, площади, неоновые витрины и огни рекламы, беспрерывное и шумливое снования по улицам города разнообразных транспортных средств, приводят в удивление «флейта золоченой буквы» и «глаза рисованных афиш» .
Именно в контексте этого увлечения и прочитываются ассоциативные образы «карты будней», «рыбин на вывесках пестрых» и заключительный
Образ флейты — это общеупотребительная во время Маяковского метафора поэзии. Образ флейты, употребляемый в этом значении, встречается в целом ряде произведений поэтов — современников Маяковского. Мотивом флейты Маяковский создает образ собственной поэзии, которая представляется им как альтернатива традиционной абстрагированной от реальной жизни с ее злободневными проблемами лирике символистов и акмеистов.
Третий мотив — декларация собственных принципов поэтического искусства, представленных через своеобразное футуристическое видение. В этой декларации прежде всего ощутима полемика с акмеистами. Если установки акмеистов требовали от поэта четкости, понятности, ясности изображения, «осторожного», так сказать, и взвешенного обращения с красками слова, то футуризм, с точки зрения Маяковского, вводит в поэзию новые принципы и приемы изображения. В этом стихотворении встречается лексика двух видов:
Слова, которые изображают мир будничности, лишенный любой цели ; слова, которые символизируют существование иного мира — прекрасного и духовного.
Поэтому в произведении основным является конфликт двух миров — бездуховного и духовного, который перенесен в психологическую сферу. Лирический герой переживает несовершенство действительности как свою личную драму и как толчок к действию. Он недоволен мещанской будничностью, поэтому стремится все изменить силой своей воли, творчества, фантазии.
«Послушайте!». В стихотворении, построенном как монолог лирического героя, риторически обращенный к неопределенному адресату, звучат жизнеутверждающие, «прометеевские» мотивы. Проблематику стиха чаще всего объясняют как декларацию общей мировоззренческой позиции поэта. Как доказательство, приводят заявленный здесь элемент активной общественной позиции, мотивы возражения заскорузлого, «беззвездного мира», величия и благородства душевных порывов человека, сила которых способна «зажигать звезды» , мотивы бунтарства.
В. Маяковский обращается к теме назначения человека, смысла его земного и звездного существования и утверждает, что личность не проживет без красоты, которую создают чудаки-поэты. Послушайте! Когда уже звезды зажег кто-то — Значит в этом потребность большая?
Ведь — кто-то желает, чтобы звезды светили?
Лирический герой стиха — именно такой поэт, для которого нет временных и пространственных границ, он врывается к Богу, он причастен к зажиганию звезд. Вместе с тем ощущаются его одиночество, беззащитность, «беззвездное мучение», недоразумение, острая потребность в мечте, красоте, звездах. Эксперименты В. Маяковского относительно стихосложения оказывали содействие созданию присущей лишь ему оригинальной системы.
Это новая графическая запись стихов — «ступеньками», которые заостряли внимание на отдельных словах, необыкновенные рифмы.
Поэт не признавал полных рифм, когда совпадают слова, части речи, не использовал традиционных рифм. Он рифмовал разные части речи, образовывал рифмы в середине строки, фонетические рифмы. В его стихах могли рифмоваться начало и конец строк и даже слова, которые относятся к разным строфам. Стих его строился не на постоянном чередовании ударных и безударных слогов, а на количестве ударений. Такое стихосложение имеет название тонического и используется в устном народном творчестве, но Маяковский усовершенствовал его. Количество ударений в строках было неодинаковым.
У поэта-новатора отсутствует традиционная разбивка стихов на строфы по 4 или 6 строк, его строфы имеют любое количество рядов.
«Лиличка! Вместо письма…». Летом 1915 г. к Маяковскому приходит любовь, когда он познакомился с Лилией Юрьевной Брик.
Активная фаза их любовных отношений будет длиться до середины 20-х годов и найдет отображение во многих поэтических произведениях Маяковского: поэмы «Люблю», «Об этом», большое количество лирических произведений, среди которых и «Лиличка! Вместо письма…».
Стих был написан, когда любовный роман Маяковского и Лилии Брик еще не был закончен, но уже с этого произведения возникает тень сложных, драматических взаимоотношений между поэтом и его любимой. Лирический герой стиха — сильная личность. Автор сравнивает его с быком, слоном, но этот сильный «дикий зверь» подчиняется одному-единственному взгляду и прикосновенью руки любимой.
Он склоняется перед ней, так как кроме ее любви для него «нет солнца» и «нет моря», и лишь один звук дает ему радость — «звон любимого имени». Без любимой мир превращается для лирического героя в ад, жизнь теряет смысл. Но чувство его отмечаются особым благородством.
Сознавая неотвратимость разлуки, не знаая, «где она и с кем», он остается верным своей любви навсегда.
«Завтра забудешь, как тебя короновал…». Стих написан в традиционной для раннего периода В. Маяковского творческой манере. Тональная система помогает создать взволнованный монолог лирического героя, показать наименьшие движения его души.
Ощущение большого счастья любви и драматизм разлуки передают многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения. Основным лейтмотивом произведения является фраза «Кроме любви твоей…», которая повторяется несколько раз и подчеркивает силу большого чувства поэта.
В стихе очень много обращений: «Лиличка!», «дорогая», «хорошая». Однако произведение — это обращение не только к любимой, а и к самому себе. Стих имеет подзаголовок: «Вместо письма».
Он понимал, что не может вернуть любимую, но не отказывается от своего чувства, которое сильнее отчаяния.
Эссе: Читая стихи Маяковского