«Есть женщины в русских селеньях…»

Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, но и горячо любимая «русокудрая», «голубоокая» мать поэта.

Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Ради счастья и спокойствия детей

она безропотно сносила царивший в доме произвол. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, — писал о Некрасове Ф. М. Достоевский, — и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии». Из своего детства вынес поэт исключительную чуткость к чужому страданию. Многие его стихотворения проникнуты глубоким состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки.

Его не могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений. Но в то же время простая женщина предстает перед нами настоящей красавицей, румяной,

живой, трудолюбивой. Некрасов восхищается русской крестьянкой — чистой сердцем, сильной духом, восхищается ее внутренней красотой и душевным богатством. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

Она ко всякой работе привычна, умелая, ловкая, трудолюбивая. К тому же это женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Если нужно, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать», выпала и на долю Дарьи — героини поэмы «Мороз, Красный нос»: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться… Все произведение дышит сочувствием автора к ее тяжелой женской судьбе: «здесь одни только камни не плачут…».

Дарья, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни русской женщины, но не согнувшаяся и не побежденная, а сохранившая свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость, вызывает у автора чувство глубокого уважения. Величие русского национального женского характера видит поэт в сострадательной любви, когда в тяжелом положении человек меньше всего думает о себе, о своем собственном горе. Не о себе Дарья печется, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит».

Даже в будущем она не может представить себя одинокой. Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на «дальних», например на усопшую схимницу, встреченную ею случайно в монастыре: …В личико долго глядела я: Всех ты моложе, нарядней, милей, Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых голубей.

И собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу, на хлебное поле. До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения судьбы простой русской женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини — простую крестьянку.

В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование.

Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте: Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом. В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде.

Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование.

И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.

Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными качествами. Особое место в творчестве поэта занимает образ русской женщины. Есть женщины в русских селениях С спокойною важностью лиц, С красивой силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… Эти крестьянки не только величавы, но и по-русски прекрасны. Черпая силы в труде и бесконечных просторах родной земли, «цветет красавица, миру на диво».

Однако внешняя красота — не самое главное ее достоинство. Хозяйственная, работящая, она «по будням не любит безделья». Любая работа спорится в ловких и Умелых женских руках, даже мужчинам за ней не угнаться: Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! Не теряя присутствия духа даже в самых сложных ситуациях крестьянских будней, эта удивительная красавица «и голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна».

Печать «дельности строгой внутренней силы» определяет ее отношение к труду, семье, окружающим людям. В чем же ее секрет? Почему, идя «той же дорогой, какой весь народ наш идет», она остается чистой и светлой, веселой в праздники и серьезной в будни, упорной и несгибаемой, способной «не сробеть» даже в самой большой беде? Н. А. Некрасов сам дает ответ на этот вопрос: В ней ясно и крепко сознание, Что все их спасение в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде.

Прекрасная жена, чудесная мать, удивительная хозяйка… Так в образе «величавой славянки» поэт воплотил самые лучшие женские черты, которые ценились у всех народов во все времена.




«Есть женщины в русских селеньях…»