Этапы развития итальянского гуманизма

С трактатов Петрарки началась история гуманизма, который за два века прошел в своем развитии несколько этапов: гражданский, неоплатонический, оккультный.

Гражданский гуманизм.

Идеи Петрарки могли бы остаться только фактом его собственного творчества, если бы не последователи и продолжатели из флорентийской интеллектуальной элиты. Канцлерам синьории Салютати и Бруни, просвещенным бюргерам Манетти и Ландини был очень близок предложенный Петраркой «римский» идеал свободного гражданина, чьи универсальные дарования направлены

на служение Городу-республике. Политическое устройство Флоренции делало этот идеал убедительным и жизнеспособным.

И пока он определял содержание категории «humanitas», продолжался «гражданский» этап в истории гуманизма.

Неоплатонический гуманизм.

Положение изменилось в 30-50 гг. XV века, когда политический режим во Флоренции стал иным: реальная власть в республике перешла от выборных органов к членам семейства Медичи. И хотя Медичи не были узурпаторами и внешне ничего не меняли в формах политического устройства, но теперь рядовой гражданин больше не мог прямо влиять на власть.

Гражданский гуманизм

потерял основу в политической реальности, и начался новый этап в истории этого течения. Он связан с деятельностью Т. Н. Платоновской Академии — кружка ближайших друзей флорентийского правителя Лоренцо Медичи, прежде всего с именами М. Фичино и Пико дела Мирандола. Они переосмыслили понятие «humanitas», придав ему новое содержание. В «Речи о достоинстве человека» Пико дела Мирандола провозглашал, что человек — единственное из творений Бога, наделенное правом выбора и создания своей природы, тогда как все остальные наделены ею от рождения.

Эта свобода самосознания превращает человека в титана и становится новым содержанием категории «humanitas».

Оккультный гуманизм.

Заключительный этап в истории гуманизма связан с именем Джордано Бруно. Он выдвинул идею человека-мага, способного замкнуть в своем сознании Вселенную и, воздействуя мыслью на образы небесных тел в памяти, перемещать по своей воле орбиты звезд и планет. Тот, кто в состоянии овладеть этими знаниями, способен в качестве «управителя Вселенной» фактически заместить Бога.




Этапы развития итальянского гуманизма