Евгений Онегин как неоднозначный литературный персонаж

1. Жанр, история создания, основное содержание. 2. Главный герой — просвещенный человек своего времени. 3. Евгений Онегин глазами критиков.

4. Онегин — Митрофанушка своего времени?

«Евгений Онегин» — программное произведение А. С. Пушкина, являющееся первым в истории русской литературы реалистическим романом. Начат он был в 1823 году, закончен в 1831 году. Сам автор отметил его выход такими словами: «Это мое лучшее творение».

В. Г. Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Впервые литературное наследие обогатилось

произведением, в котором так гармонично оказались слиты историческое и лирическое начала.

Необычен и сам жанр произведения. Автор определил его как «роман в стихах» и «свободный роман», однако исследователи относят «Евгения Онегина» к разновидности социально-бытового, социально-психологического и нравственно-философского романа.

Основная проблема произведения — проблема личности, сумевшей порвать с консервативностью своего класса, но не сумевшей найти иные жизненные ценности и не знающей, как можно изменить мир и свое в нем положение. Онегин, главный герой произведения, является

первым представителем широко описанного в литературе XIX века поколения — поколения ненужных, лишних людей.

Не просто понять отношение к нему автора. С одной стороны, это легкая ирония в описании детства и воспитания героя, его «важнейших» для общества характеристик:

Как рано мог он лицемерить.

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным и простодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушную слезой!

Эта ирония усиливается еще более при описании эгоизма Онегина, его зависимости от высшего света. Автор не скрывает отрицательных черт героя, не пытается как-то оправдать его неправоту. Но он и не может не рассказать читателю о положительных сторонах героя — его учености, тонкого видения мира, мудрости и изящества. Есть в нем и «души прямое благородство», «мечтам невольная преданность». Он находится в конфликтных отношениях с высшим обществом, негативно окрашенным в глазах автора.

Часто Пушкин называет его «друг милый», «мой Евгений», да и сам факт такой «дружбы» между автором и его героем о многом говорит — об общности и схожести взглядов, привычек, чувств.

Сложное отношение писателя к Онегину, во многом критическое, но при этом сострадательное, сочувственное, размывает грань между ними, сливая их в нечто обобщенное, усредненное.

Онегин — лучший человек своего времени, с передовыми идеями и блестящим образованием. У него «резкий охлажденный ум» и блестящая и эрудиция. Молодой человек интересуется вопросами веры, философии, нравственности и поэтического вдохновения. Он пытается сделать что-то полезное по мере своих сил, даже «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», однако все его усилия оказываются тщетными, а нестандартные взгляды на вещи все сильнее отдаляют его от высшего общества, в котором так любил он в свое время блистать. Неприятие светского общества как определенная, индивидуальная форма протеста свидетельствует о большом потенциале этой личности. Но аристократическая среда российской действительности, сформировавшая и взрастившая в своих недрах этот тип личности, не дает ему реализовать свои скрытые возможности.

Как результат — острейший конфликт между личностью и обществом. И «открытый» финал романа позволяет лишь догадываться о дальнейшей судьбе Онегина, о результатах этот конфликта. Читатель сам для себя решает, кто же победил в этой борьбе — герой или общество.

Однако Онегин является загадкой не только для читателя, но и для исследователей творчества Пушкина. Практически сразу же после выхода романа возникли бесконечные споры о том, кто же такой Онегин. В своих статьях о Пушкине критик В. Г. Белинский называет героя «страдающим эгоистом», которого убивают «бездеятельность и пошлость жизни». «Умная ненужность», рядовой, обыденный герой, черты которого постоянно можно найти в своем окружении или даже в себе самом.

Для А. М. Добролюбова в Онегине важнейшим ста-по сходство с героем одноименного романа А. А. Гэнчарова Обломовым, так как оба этих героя всего лишь бессмысленнее порождение помещичье-крестьянского строя. Д. И. Писарев же увидел в Евгении Онегине «Митрофанушку Простакова новой формации».

Кто такой Онегин, как относиться к этому герою, зачем он был создан — вот вопросы, на которые ответить может только сам читатель и только для себя. Единственный факт, остающийся бесспорным — образ, созданный Пушкиным, сложен и трагичен, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Бесспорно, он собирательный образ дворянского общества XIX века, «герой своего времени».

На мой взгляд, каждое мнение, высказанное литературоведами и критиками, имеет право на жизнь. Но необходимо заметить, что называть Онегина Митрофанушкой, по моему мнению, все-таки не слишком верно. Митрофанушка не похож на блистательного светского человека, которого представляет собой Евгений. Нет у него ни образования, ни своего мало-мальски закрепившегося и логически сформулированного мнения. Но даже если оставить подобное сравнение, основное отличие между героями в читательском к ним отношении в том, что Митрофанушка вызывает жалость пополам с брезгливостью — не совсем поэтические и высокие чувства, когда как трагизм образа Онегина вызывает сочувствие и сострадание.

А не значит ли это, что Онегин чувственнее, проникновеннее и благороднее?

Кто такой Онегин и как можно описать его характер, должен решать сам читатель, ведь мастерство Пушкина заключается в том, что для каждого герой предстает с разных сторон. И, преломляясь через призму личного восприятия читателя, образ Евгения Онегина будет меняться под воздействием читательского мировоззрения и жизненного опыта.




Евгений Онегин как неоднозначный литературный персонаж