Эволюция русского языка
Язык — бесценный дар, которым наделен человек. Без языка невозможны жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — говорил М. Горький. Язык выполняет в нашей жизни несколько функций.
В повседневной жизни он служит формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Язык позволяет познавать окружающий мир, законы природы и общества, приобщаться к культуре других народов, развивать науку и технику, искусство. Язык — явление социальное.
Он возникает в ходе развития
Являясь формой существования и выражения мышления, язык в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковой знак, будучи по своей природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее,,обусловлен процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению.
Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.
В последние десятилетия
Звуковое, или алфавитное, письмо в настоящее время используется большинством народов мира. Этот тип письма является наиболее удобным и доступным, так как при помощи его возможна передача любого содержания человеческой речи: все то, что находит выражение в слове, может быть передано посредством звукового письма.
Современное русское письмо восходит к так называемой кириллице — алфавиту, который был создан на основе греческого в 863 году славянским просветителем Кириллом для перевода греческих церковных книг на старославянский язык. На Руси кирилловское письмо появилось в конце X века, после официального принятия христианства. И хотя в этот период фонетическая система древнерусского языка отличалась от старославянской, кирилловский алфавит, разработанный с учетом всех особенностей старославянского языка, оказался вполне пригодным и для записи древнерусской речи.
Почти тысячелетие отделяет кириллицу от современного русского алфавита. За этот период все стороны языка, развиваясь и совершенствуясь, изменились. Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо, в основном улучшение шло по пути устранения лишних букв и введения новых.
Вплоть до XVIII века совершенствование русского алфавита проходило стихийно; перестали употребляться «юсы» и появились буквы э, я. Законодательным путем все изменения в русском алфавите стали закрепляться с первой реформы, проведенной Петром I в 1708-1710 гг. По указанию Петра I церковный шрифт заменили гражданским, некоторые буквы были исключены и официально закреплены буквы э и я.
Незначительно исправлен был петровский гражданский алфавит в 1918 году Академией наук: не нужны были буквы «ять», «фита», «ижица», десятеричное I, а также употребление на конце слова после согласной буквы ъ. За период с 1918 года по настоящее время русский алфавит не изменялся, если не считать официального закрепления в алфавите буквы е.
В русском алфавите все буквы, кроме ъ и ь, обозначают звуки. Однако же, количество букв не соответствует не только количеству звуков языка, но и количеству фонем. А вместе с тем, написанное так же легко понимается, как и произнесенное, то есть русское письмо в полной мере отражает систему основных звуков языка — фонем. Достигается это использованием в русской графике слогового принципа при обозначении ряда фонем. Иначе говоря, в русском языке единицей письма и чтения является не отдельная буква, а буквосочетание — слог.
Можно предположить, что изменения в русском алфавите произойдут, если будет изобретен иной принцип графики.
В русском языке есть также морфемы латинского происхождения, входящие в слова, называющие понятия, вещи, явления: авиа, акв, ауди, гуман, лабор, пре, сан, циркул.
Многие заимствования из латинского языка входят в международный словарный фонд.
В языке художественной литературы диалектизмы обычно используются с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать у читателя более яркие представления о том месте, где развивается действие. Так, умелым использованием диалектизмов отмечается яркий и самобытный язык М. А. Шолохова.
Рисуя в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слова изба употребляет курень; место на дворе, огороженное для скота, называет базом, приусадебную рощицу — левадой.
Диалектизмы как средство речевой характеристики персонажей используются И. С. Тургеневым в рассказе «Бежин луг». В речи мальчиков встречаются фонетические, грамматические и словообразовательные особенности местных слов: спущатъся, напутались, энти, понятственно, намеднись, сугибелъ. Степень и характер использования диалектных слов определяются темой произведения, объектом изображения, целями, которые ставит перед собой автор, его эстетическим идеалом, мастерством.
Так, например, у Л. Н. Толстого диалектизмы встречаются не только при передаче речи крестьян, но и в языке автора, где даны без каких-либо разъяснений. Для писателей 70-80-х годов XX в. , развивавших деревенскую тематику, характерно широкое вовлечение диалектных средств в словесную ткань произведения. Эти писатели воспроизвели жизнь деревни не со стороны, а с позиции человека, знающего деревню «изнутри», кровно связанного с ней, человека, утверждающего нравственные и эстетические ценности деревенского человека. Поэтому диалектизмы в их произведениях представлены как в речи персонажей, так и в авторском языке, как бы приближающемся к языку описываемой среды.
Диалектизмы могут быть свежим, выразительным средством. языка. Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительными, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий, вошедшие в литературную речь из местных говоров.
Эволюция русского языка