Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита», в основе которого постижение смысла произведения через анализ его художественной символики. Как правило, роман Булгакова «Мастер и Маргарита» изучается на уроке по традиционной схеме: сначала рассматриваются сюжет и композиция, затем — образы, после чего на основе собственного жизненного опыта ученики, безусловно, не без помощи учителя, пытаются дать им оценку, выйти к пониманию основных идей, заложенных в произведении. И лишь после определения философской сути романа анализируется его стиль, в том числе
Аспирантка Московского педагогического государственного университета М. И. БЕССОНОВА предлагает другой путь: идти к подтексту, к глубинному смыслу произведения через анализ основных символов. Благодаря этому методическому приему роман открывается с новой, иногда неожиданной стороны. Меняются уже ставшие привычными оценки образов героев, углубляется понимание философской концепции романа, проясняются многие спорные моменты. В начале урока учитель несколько минут отводит на актуализацию уже имеющихся у учеников знаний о понятии символа в литературоведении.
Природные явления; объекты планетарного или космического масштаба; предметные детали; цвет; звук; образ героя.
После приведенной классификации следует уточнение: у Булгакова встречаются все виды символов, однако наибольшее значение для постижения философской концепции романа имеют образы-символы природных явлений. Именно они станут предметом анализа настоящего урока, ключом к постижению смысла романа и пониманию поведения его героев.
Учитель подчеркивает, что булгаковская символика очень своеобразна. Значение символов, созданных писателем, часто нельзя разгадать с первого взгляда, потому что они не всегда совпадают с традиционными. Даже в тех. случаях, когда Булгаков обращается к общеизвестному, в их трактовку он вносит уже новые смысловые оттенки.
Булгаковский символ часто выступает как символ-лейтмотив. Появляясь в ситуациях, на первый взгляд, различных, но связанных общей авторской мыслью, он помогает выявить отношение автора к описываемому, понять его позицию по отношению к способам решения поднятых в романе проблем. Поэтому для внимательного и вдумчивого читателя булгаковские символы — это как бы вехи, указания на пути к осмыслению философской сути романа.
После вступительной мини-лекции о символе учитель переходит непосредственно к анализу произведения, предварительно выяснив, как одиннадцатиклассники понимают сформулированное литературоведами определение «Мастера и Маргариты»: роман В романе. Ученики отвечают, что в романе о мастере и Маргарите есть еще одно сочинение — роман самого мастера о Пилате. Из сказанного вытекает, что действие в произведении развертывается как бы в трех временных И пространственных планах. Первый план — ЭТО Москва, вторая четверть XX века, второй — Ершалаим, начало нашей эры. И третий — вне земного времени и пространства, где сливаются обе сюжетные линии романа,- вечность.
Ученикам предлагается сравнить описания Москвы и Ершалаима и ответить на следующие вопросы: Нет ли между Москвой и Ершалаимом какого-либо внешнего сходства? Нельзя ли указать общие повторяющиеся символы? Какими словами автор описывает их?
Учитель обобщает отмеченное учениками: В Москве и в Ершалаиме стоит необычайно сильная, неестественная для этого времени года жара. Эта жара сменяется страшной, чрезвычайно сильной грозой, во время которой тьма накрывает город. В Ершалаиме бушует даже не гроза, а ураган, такой силы, что он, «как трость» ломает кипарис…
Какие чувства вызывает эта обстановка? Как ее можно назвать? Если ученики затрудняются с ответом на второй вопрос, можно предложить им найти в сне Ивана описание тучи: «Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф.
Слово найдено: и в Москве, и в Ершалаиме на наших глазах возникает атмосфера мировой катастрофы. Что же это за катастрофа? Что происходит в Ершалаиме? Ученики отвечают, что в Ершалаиме казнят Иешуа, т. е. убивают невинного человека, который не сделал «никому в жизни ни малейшего зла».
Вопрос о Москве может вызвать затруднение. В этом случае ученикам предлагается вспомнить историческую обстановку 30-х годов, которая нередко воспроизводится в романе при помощи намеков, подтекста:
Исчезновение людей из «нехорошей» квартиры; восприятие исчезновения человека как арест ; готовность человека к аресту, «хотя бы на то и не было основательных причин» ; направление здоровых людей в психиатрическую лечебницу, ставят диагноз «шизофрения» так же, как, вероятно, и Никанору Ивановичу, который, может быть, и нуждался в помощи невропатолога, но не психиатра); воздействие на психику людей ; арест людей по непроверенному доносу.
Далее учитель вместе с учениками прослеживает воздействие «эпохи», а точнее, «власти» на судьбу конкретного человека. Ярче всего это видно на примере мастера.
Учитель. Перед нами талантливый писатель. Он создает не просто роман — это Истина, угаданная им его арестовывают.
Доведенный до психического заболевания, искалеченный духовно, мастер отказывается от борьбы, отрекается от своего романа, от любви, от самого себя и добровольно направляется в клинику Стравинского. И в Москве, и в Ершалаиме творятся чудовищные преступления. Но и казнь Иешуа, и вообще все, что происходит в этих городах,- события в мире людей.
Почему же признаками катастрофы служат природные явления — жара, туча, тьма, гроза?
Булгаков считает нравственный закон вечным законом Вселенной, и поэтому нарушение его вызывает дисгармонию и в мире Природы. Таким образом, жара, туча, пришедшие за ней тьма и гроза — не случайные погодные явления. Зло, совершаемое людьми, как бы постепенно накаляет атмосферу; и жара является символом накопления некоей критической массы, вслед за которым происходит взрыв возмущения Природы: гроза. Словно переполняется какая-то небесная чаша терпения, и на землю низвергаются потоки воды, вызывающие ассоциацию со всемирным потопом, посланным в наказание за грехи человечества.
Однако у Булгакова Бог не карает людей, они сами вызывают катастрофу, нарушая изначальные, естественные законы Природы, Космоса.
Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова