Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры

Эпоха просвещения — это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в разных странах, но с другой стороны просвещение имело ряд особенностей в каждой из стран. Возникает во Франции в пору правления Людовика 15 . В литературе просвещения соприкасаются те идеи та практика, которая была свойственна классицизму.

В 18 веке появляется несколько категорий, которые становятся ключевыми для понимания «просвещения»: свобода, равенство, братство, справедливость, общественный договор,

просвещенный монарх, веротерпимость. Среди явлений культуры 18 век начал проводиться конкурсы сочинений по различным вопросам, т. н. «трактаты» и на одном из конкурсов первое место занял выходец их Женевы Ж.-Ж. Руссо с произведением «Общественный договор»: человек рождается в мир свободным и равным всем остальным.

Другие считали, что общество само придет к гармонии на трех принципах: свобода, равенство и братство. Свобода дается человеку от рождения, а если все люди свободны, то они от рождения равны, у них равные права и если у людей равные права им не нужно сражаться за что-то большее, чем его равная

доля. Между людьми устраняются причины конфликтов и устанавливаются братские отношения.

Эта мысль была достаточно наивной и не выдержала проверки действительность. Чем активнее шло просвещение, тем шире внедрялись эти представления. Просветители не стремились сменить строй, они провозглашали идею просвещенного монарха, человека, который ставит процветание государства и народа своей главной целью, а не увеселение и роскошные обеды.

Он широк в своих воззрениях, веротерпим, справедлив, гуманен.

Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр.

Просвещения.

Англия: в 18 веке страна совершенно буржуазная, двухпалатный парламент. Партия виги и тори сменяют друг друга в палате общин. Литература Англии развивается по двум руслам: с одной стороны продолжают писать большие поэмы в духе классицизма, рядом с этим есть направление, формирующее нравоописательный роман — Генри Филдинг. Поп и Филдинг получают поддержку от короля.

Д. Дефо и Дж. Свифт — сатирики, Дефо выступал с обличением персон, пользующихся властью и авторитетом. Получает признание литература сентиментальная, приходит на смену классицизму как способ изображения действительности не самостоятелен.

Сентименталисты как критерий человека нового времени выдвигают доброе, чувствительное сердце. С. Ричардсон «Памело, или торжество добродетели», «Кларисса Гарлоу, или посрамленная добродетель». Лоуренс Стен «Сентиментальное путешествие» — главный герой Йорик путешествует по Франции, Швейцарии, Германии, но его привлекают не новые места, пейзажи, достопримечательности, а его собственные чувства.

Р. Бернс — шотландский поэт, современник французской революции, человек, создавший массу произведений, в центре которых были простолюдины из горной Шотландии, на первое место ставили свободу и искренность.

Германия: взлет немецкой литературы приходится на 70-80-е гг. 18 века. Несколько раньше выступил драматург Готхольт Эфраим Лессинг, Шиллер, Гете

Драма в 18 веке представлена во Франции, Англии, Германии. Пьер Бомарше «Сивильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», главным достижением во Франции стала проза, прежде всего романная. Монтесткье «Персидские письма», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза», Лессаж «Похождения Жиль Блаза», «Хромой бес», Шодерло де Лакло «Опасные связи», Аббат Прево «Манон Леско», Дидро «Монахиня».

Французский роман был интересно сориентирован на создание иллюзии достоверности, точности, документальной правды. Возникновение этого эффекта способствовала исповедальная форма. Эпистолярный жанр был связан с тенденцией достоверности, самораскрытия человеческой личности. Была формой создания особого приема «острАнение» — выявление того, что человека не украшает «Персидские письма» — написаны от имени персидского посол, живущего в Париже и описание того, чему он становится свидетелем.

Говорит то, что видит и любой парижанин: грязные улицы, распутных женщин, роскошные балы.

Лессаж «Хромой бес» — действие происходит в Испании. К герою каждую ночь является бес, он выполняет только просветителя. Он показывает герою ночную жизнь.

Он умеет снимать крыши с домов. Это такая бесстыдная картина, что сам бес краснеет Это измены, взаимная ненависть, Картина извращена.

Во Франции очень мощно входит любовная тема, т. н. странности любви — Аббат Прево «Манон Леско» — героиня подажная женщина, парижская штучка, а герой провинциал. Она увлекательна, и главные герой влюбляется без памяти в нее. Он хочет, чтобы она была только его, что она ему и обещает, но не выполняет. Манон арестовывают, ее отправляют на каторгу в далекий тропический о-в. За судном, на котором е везут, отправляется ее возлюбленный.

Его страсть превращается в самоотверженное служение этой несчастной, он устраивает ей побег и они скитаются по о-ву, несчастная женщина тает и умирает на его руках. У нее есть одно утешение: до последнего мига на ней лицо любящего человека и е рука в его руке. Де Грис роет ей могилу, потом возвращается во Францию.

Он там никому не нужен, единственной радостью его жизни была Манон и любовь к ней.

«Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо — сентиментальное и просветительское произведение. Главные герои — Юлия и Сен Пре. Возникает история благополучных любящих молодых людей. Отец Юлии — богаты дворянин отправляет любимую дочь подальше от разврата в имение и выбирает для нее учителя, который умен, образован, деликатен, благороден, но он простолюдин.

В имении отца Юлии, окруженного большим парком, юная Юлия и ее учитель много времени проводят вместе и постепенно в них возникает любовь, которая становится смыслом жизни.

Сен Пре благоволит перед ученицей. Но эти люди обречены на разлуку как бы не презирал отец развращенную среду, он никогда бы не отдал свою дочь за простолюдина. И он находит своей дочери мужа — Вольмара. Он хороший, благородный человек, умеет уважать чувства Юлии. Она не отступает от обязанностей верной супруги, она умеет ценить достоинства своего мужа.

Он ей добрый друг. Брак нельзя назвать несчастным, но и счастливым тоже. Проходят годы, у нее подрастают сыновья и им нужен учитель, посоветовавшись с мужем, она приглашает Сен Пре учить ее детей, и тот соглашается.

Дети Юлии заболевают оспой и мать выхаживает их, детей она спасла, но сама заразилась, и она умирает от обезобразившей ее лицо болезни.




Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры