Ф. М. Решетников

Ф. М. Решетников — сын разъездного почтальона. Он с детства хорошо узнал жизнь провинциального мелкого чиновничества, бурлаков. Статьи Белинского и Добролюбова, по собственному признанию молодого писателя, были «насущным хлебом для нравственного развития».

Центральной темой в его творчестве явилось изображение народа, обездоленных масс города и деревни, их забитости и нищеты.

В 1864 г. на страницах «Современника» была опубликована повесть Решетникова «Подлиповцы», сразу принесшая ему |известность. Тургенев, отметивший

«трезвую правду» Решетникова, счел возможным поставить его в один ряд с такими выдающимися писателями, как Л. Толстой, Островский, Писемский, Салтыков-Щедрин. Герои повести — жители деревни Подлинная — Пила и Сысойка принадлежали к коми-пермякам, одной из наиболее угнетенных национальностей царской России. Их крайняя бедность, темнота, невежество изображены Решетниковым, с беспощадной правдивостью. Но подлиповцы даны в повести не статично.

Писатель показывает, как его темные и забитые герои, попав «в бурлаки», во многом изменяются. Само по себе обращение к теме бурлачества было типичным для эпохи

60-х годов. Прогрессивные деятели русского искусства видели в бурлаках мощную социальную силу, в наибольшей степени способную к возмущению и протесту. Поэтому Чернышевский, например, заставил своего Рахметова сблизиться с бурлаками.

В этом же плане следует воспринимать стихотворение Некрасова «На Волге», а также знаменитую картину И. Е. Репина «Бурлаки».

Сам Решетников назвал «Подлиповцев» «этнографическим очерком». Действительно, в произведении много конкретных бытовых деталей, этнографических зарисовок, диалектизмов. Но по существу это все же не очерк, а народная повесть с четко построенным сюжетом, колоритными и рельефными характерами действующих лиц. Уже в «Подлиповцах» Решетников проницательно отразил чрезвычайно важный процесс, происходящий в русской жизни: формирование пролетариата.

Сыновья Пилы Иван и Павел становятся кочегарами на пароходе, «работают «при машине». Они начинают задумываться над вопросом: «А почто же не все богаты?» Одним из первых в русской литературе Решетников обратил внимание на развитие капитализма в России, показывая, какие новые бедствия это несет народу.

В 70-е годы творчество Решетникова оказалось в центре литературной дискуссии. Салтыков-Щедрин принципиальным достижением писателя-демократа считал то, что он доказал, что «русская простонародная жизнь дает достаточно материала для романа». Это была новая разновидность жанра: в нем «главным действующим лицом и главным типом является целая народная среда». По мнению иных критиков, самый материал, избранный Решетниковым, не давал ему возможности создать именно роман. Спор о жанрах демократической литературы, о народном романе будет продолжен и в XX веке.

Творческий опыт Решетникова окажется очень важным для последующего развития русской литературы. В той или иной мере он отразится у Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького и других писателей.

Выдающийся украинский писатель и революционер П. А. Грабовский в статье «Словце на словце» писал, что Решетников относится к небольшому числу «настоящих борцов за лучшее будущее и освобождение человечества». Грабовский точно определил творческое своеобразие автора «Подлиповцев» и горячо советовал читать его произведения, так как они могут помочь украинской литературе утвердиться на позициях истинной народности, любви к родной земле и к родному языку.




Ф. М. Решетников