Фамусовское общество и люди фамусовского круга
Срывая все и всяческие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепост-нического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишенном чести и достоинства, задавали тон «знатные негодяи», которые грабительством добывали себе почести и богатство, «зловещие старухи» вроде Хлестовой, шулера и доносчики загорецкие, распространители сплетен, мракобесы, гонители просвещения. Люди фамусовского круга — корыстолюбцы, эгоисты — проводят
Как справедливо говорит Герцен, автор видел собственными глазами эти «призраки сановников в отставке, прикрывающие орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия. И вокруг этих «покойников, которых забыли похоронить», целый мир клиентов, интриганов, тунеядцев, ведущих жизнь, преисполненную формализма, этикета и лишенную всякого общественного интереса».
В современной критике «Горя от ума» наметилась попытка принизить дом Фамусова до «закоулка
Он и сам восклицает: «Вон из Москвы…», тем самым, связывая фамусовщину с Москвой в целом.
Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, и быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек их среды отправляется в деревню читать книги или увлекаться химией.
Это не монстры, а типичные представители барской психологии и морали допожарной Москвы.
Они убежденно гордятся собой, считают себя солью земли, столпами общества, избранными представителями нации. Декабрист Якушкин говорит о помещиках-крепостниках: «По их мнению, Россия держалась одним только благородным сословием». «Ведь только здесь и дорожат дворянством»,- говорит Фамусов о барской Москве. Несоответствие между претензиями этих господ и их общественной никчемностью выявлено с предельной остротой в сарказмах Чацкого. Его обличительные речи достигают высокого и благородного пафоса, когда он вступается за обездоленных и несчастных крепостных крестьян, чье бесправное положение и тяжелый подневольный труд были основой благополучия и паразитической жизни фамусовекого общества. Антикрепостнический пафос грибоедовской сатиры восходит к обличительной традиции Фонвизина и Радищева.
Изображение фамусовекого общества явилось, говоря словами Белинского, «энергическим… протестом против гнусной российской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против… светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр., и пр.» . Но Чацкий метил и выше. Его слова:
Есть па земле такие превращенья Правлений, климатов, и нравов, и умов; Есть люди важные, слыли за дураков: Иной по армии, иной плохим поэтом, Иной… Боюсь назвать, но признаны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны хоть куда…
«явно полны намеков на каких-то сегодняшних деятелей, и притом людей весьма значительных. Но даже если мы не будем пытаться разгадать имена важных людей, слывших раньше за дураков, а затем невероятно возвысившихся, в словах Чацкого нельзя не заметить нескрываемой горечи разочарования в Александре I, заявлявшем на международном конгрессе 1820 г. всем реакционным единомышленникам в Европе, что он «совершенно изменился» и что, продолжая «любить конституционные учреждения» , сомневается в том, что их можно вводить «безразлично у всех народов. Не все народы готовы в равной степени к их восприятию».
«Тот, которым восхищалась Европа и который был для России некогда надеждою,- как он переменился!.. Теперь нельзя предвидеть ничего хорошего для России». Так писал брату приятель Грибоедова — Н. И. Тургенев. Это был общий для всей молодежи вывод, и именно его выразил Грибоедов словами Чацкого о превращениях… правлений.
И слово иной, после которого поставил многоточие, едва ли не имеет в виду самого императора Александра I. Россия того времени представлена в комедии снизу доверху.
Это…враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышемья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Среди «алчущих познаний» был и уже упомянутый двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов и отправившийся в деревню, и князь Федор — химик и ботаник, который «чинов не хочет знать» и чуждается пустой, светской среды, и профессора педагогического института, упражняющиеся «в расколах и безверье», и та передовая молодежь, от имени которой говорит все время Чацкий. «Смело говорю,- пишет декабрист Каховский о сверстниках Чацкого, — что из тысячи молодых людей не найдется ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе. И юноши, пламенея чистой, сильной любовью к благу отечества, к истинному просвещению, делаются мужами» . О том же говорят и многие другие декабристы. За Чацким стояло целое поколение передовой русской молодежи.
Что Чацкий не одинок, понимал и Фамусов. «Ужасный век!» — восклицает он.- «Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Все умудрились не по летам»,- говорит он о молодежи, зараженной вольнодумством.
Фамусовское общество и люди фамусовского круга