Фантастические произведения Лема

Станислав Лем родился в 1921 году во Львове в семье врача. Здесь он кончил среднюю школу и до 1941 года учился в медицинском институте. В годы гитлеровской оккупации работал механиком. После войны Лем репатриировал в Польшу. В 1948 году кончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где живет и поныне.

В 1951 году вышел в свет его первый научно-фантастический роман «Астронавты», в 1955 году — социально-утопический роман «Магелланово облако», в 1954 и 1957 годах — два сборника фантастических рассказов, куда входят «Звездные

дневники» и «Воспоминания Ийона Тихого». Из других сочинений Лема упомянем появившиеся в разные годы циклы рассказов «Вторжение с Альдебарана», «Сезам», гротескно-юмористические «Сказки роботов», «Кибериада», романы и повести «Эдем», «Возвращение со звезд», «Солярис», «Непобедимый», «Голос неба», автобиографическую книгу «Высокий замок», философские работы «Диалоги», «Сумма технологии», «Философия случайности», теоретическое исследование «Фантастика и футурология» и др.

Писатель очень серьезный, оригинально мыслящий, С. Лем отличается

энциклопедичностью знаний и смелостью фантастических допусков, основанных на современном научном материале, почерпнутом из первоисточников. В сферу его интересов входят вопросы философии и социологии, психология и прогностика, проблемы, связанные с новейшими достижениями физики, кибернетики, астрономии, биологии, медицины, теории информации, электроники, химии и т д. По любому затронутому вопросу Лем высказывает самостоятельные суждения, делая далеко идущие выводы. Но вся его эрудиция лежала бы мертвым грузом, не будь он талантливым писателем.

Художественная палитра Лема столь же многообразна, как и его знания. В лучших произведениях Лема захватывающе интересная фабула, острые психологические конфликты, драматические повороты действия держат в плену любого читателя независимо от того, сможет ли он оценить всю глубину замысла, уловить спорность исходных посылок и парадоксальность конечных выводов. Особенность Лема еще и в том, что он не позволяет себе ни в чем повторяться.

Отсюда поиски новых жанров и не традиционных изобразительных средств. Любопытные эксперименты фантаста — воображаемые научные рефераты, статьи и рецензии ученых будущего, написанные в иронически-пародийном ключе, . Но как раз эти книги не принесли ему большого успеха. «Я не хотел бы быть ни «трудным», ни «доступным для избранных» писателем, и все, что я думаю, я пытаюсь выразить так просто, как только могу,- к сожалению, мне это не всегда удается»,- ответил Лем на упреки читателей за отход от прежней литературной манеры. Всякую фантастическую ситуацию Лем может довести до логического предела, граничащего с абсурдом.

Он дает работу мысли, заставляет думать и спорить. Но тренировка ума никогда не является для него самоцелью. В подтексте остается идейная задача, ради которой и написана та или иная вещь.

Взять, например, «Звездные дневники Иона Тихого». В этих рассказах о баснословных похождениях «космического Мюнхгаузена» Лем преследует пародийные и сатирические цели. Остроумно пародируя стиль и художественные приемы мировой сатирической литературы от Рабле до Чапека, но прежде всего — «Мюнхгаузена», писатель высмеивает набившие оскомину штампы и трафареты современной фантастики, реакционные политические доктрины, религиозные предрассудки, демагогические методы одурачивания и запугивания народных масс, потребительскую психологию обывателей и т. д. Ийон Тихий — «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь и первооткрыватель восьмидесяти тысяч трех миров, доктор университетов обеих Медведиц, член Общества Охраны малых планет и многих других обществ, кавалер орденов Млечного Пути и туманностей…» — делится воспоминаниями о своих великих открытиях, удивительных приключениях и встречах с жителями других планет…

Вообще юмористика занимает заметное место в творчестве Лема. Остроумные «Сказки роботов» и забавная «Кибериада» соединяют в один сплав пародию с гротеском, причудливую изобретательность с глубокомысленным озорством. Но более доступны подросткам блестящие рассказы о приключениях звездного навигатора Пиркса, которые можно считать образцом художественного исследования поведения человека в космосе.

Важнейшие темы романов — «Эдем», «Солярис», «Непобедимый», «Голос Неба» — разные формы жизни во Вселенной, грядущие контакты и трудности взаимопонимания. Но это книги для взрослых. В детскую же литературу, кроме «Звездных дневников», «Навигатор Пирке» и некоторых кибернетических рассказов, входят ранние романы Лема: «Астронавты», и «Магелланово облако» . Вслед за другими фантастами Лем приглашает читателей совершить путешествие на Венеру.

Действие в «Астронавтах» происходит в 2003 году. На Земле наступила коммунистическая эра: «Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжелая, напряженная и великая эпоха справедливого преобразования мира.

Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли». Писатель тщательно обосновывает теоретические принципы межпланетного полета, с увлечением объясняет сложное устройство ракетного корабля:, создает запоминающиеся образы участников экспедиции, описывает полет «Космократора» и приключения на Венере.

Венера оказалась мертвой планетой. В результате истребительной атомной войны от высокой цивилизации ничего не осталось, кроме страшных развалин, а от разумной жизни сохранился лишь печальный след — две тени на стене… Роман звучит как предупреждение против атомной катастрофы.

В этом глубокая мысль и жизнеутверждающий пафос книги. «Астронавты» — образец реалистической фантастики, подчиняющей старые приемы научно-приключенческого повествования новому идейному содержанию.




Фантастические произведения Лема