Фантастические произведения Лема
Станислав Лем родился в 1921 году во Львове в семье врача. Здесь он кончил среднюю школу и до 1941 года учился в медицинском институте. В годы гитлеровской оккупации работал механиком. После войны Лем репатриировал в Польшу. В 1948 году кончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где живет и поныне.
В 1951 году вышел в свет его первый научно-фантастический роман «Астронавты», в 1955 году — социально-утопический роман «Магелланово облако», в 1954 и 1957 годах — два сборника фантастических рассказов, куда входят «Звездные
Писатель очень серьезный, оригинально мыслящий, С. Лем отличается
Художественная палитра Лема столь же многообразна, как и его знания. В лучших произведениях Лема захватывающе интересная фабула, острые психологические конфликты, драматические повороты действия держат в плену любого читателя независимо от того, сможет ли он оценить всю глубину замысла, уловить спорность исходных посылок и парадоксальность конечных выводов. Особенность Лема еще и в том, что он не позволяет себе ни в чем повторяться.
Отсюда поиски новых жанров и не традиционных изобразительных средств. Любопытные эксперименты фантаста — воображаемые научные рефераты, статьи и рецензии ученых будущего, написанные в иронически-пародийном ключе, . Но как раз эти книги не принесли ему большого успеха. «Я не хотел бы быть ни «трудным», ни «доступным для избранных» писателем, и все, что я думаю, я пытаюсь выразить так просто, как только могу,- к сожалению, мне это не всегда удается»,- ответил Лем на упреки читателей за отход от прежней литературной манеры. Всякую фантастическую ситуацию Лем может довести до логического предела, граничащего с абсурдом.
Он дает работу мысли, заставляет думать и спорить. Но тренировка ума никогда не является для него самоцелью. В подтексте остается идейная задача, ради которой и написана та или иная вещь.
Взять, например, «Звездные дневники Иона Тихого». В этих рассказах о баснословных похождениях «космического Мюнхгаузена» Лем преследует пародийные и сатирические цели. Остроумно пародируя стиль и художественные приемы мировой сатирической литературы от Рабле до Чапека, но прежде всего — «Мюнхгаузена», писатель высмеивает набившие оскомину штампы и трафареты современной фантастики, реакционные политические доктрины, религиозные предрассудки, демагогические методы одурачивания и запугивания народных масс, потребительскую психологию обывателей и т. д. Ийон Тихий — «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь и первооткрыватель восьмидесяти тысяч трех миров, доктор университетов обеих Медведиц, член Общества Охраны малых планет и многих других обществ, кавалер орденов Млечного Пути и туманностей…» — делится воспоминаниями о своих великих открытиях, удивительных приключениях и встречах с жителями других планет…
Вообще юмористика занимает заметное место в творчестве Лема. Остроумные «Сказки роботов» и забавная «Кибериада» соединяют в один сплав пародию с гротеском, причудливую изобретательность с глубокомысленным озорством. Но более доступны подросткам блестящие рассказы о приключениях звездного навигатора Пиркса, которые можно считать образцом художественного исследования поведения человека в космосе.
Важнейшие темы романов — «Эдем», «Солярис», «Непобедимый», «Голос Неба» — разные формы жизни во Вселенной, грядущие контакты и трудности взаимопонимания. Но это книги для взрослых. В детскую же литературу, кроме «Звездных дневников», «Навигатор Пирке» и некоторых кибернетических рассказов, входят ранние романы Лема: «Астронавты», и «Магелланово облако» . Вслед за другими фантастами Лем приглашает читателей совершить путешествие на Венеру.
Действие в «Астронавтах» происходит в 2003 году. На Земле наступила коммунистическая эра: «Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжелая, напряженная и великая эпоха справедливого преобразования мира.
Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли». Писатель тщательно обосновывает теоретические принципы межпланетного полета, с увлечением объясняет сложное устройство ракетного корабля:, создает запоминающиеся образы участников экспедиции, описывает полет «Космократора» и приключения на Венере.
Венера оказалась мертвой планетой. В результате истребительной атомной войны от высокой цивилизации ничего не осталось, кроме страшных развалин, а от разумной жизни сохранился лишь печальный след — две тени на стене… Роман звучит как предупреждение против атомной катастрофы.
В этом глубокая мысль и жизнеутверждающий пафос книги. «Астронавты» — образец реалистической фантастики, подчиняющей старые приемы научно-приключенческого повествования новому идейному содержанию.
Фантастические произведения Лема