«Фауст», история создания, композиция и проблематика

В 1790 года вышел из печати произведение Гете под названием «Фауст, фрагмент». Тогда европейские читатели впервые узнали о существовании замысла его главного произведения. На самом деле же свою трагедию «Фауст» Гете начал почти одновременно с «Вертером», а закончил почти на склоне своей длинной и плодотворной жизни. Когда Гете было четыре года, бабушка водила его на кукольный спектакль о докторе Фауста, а потом подарила ему игрушечный кукольный театр, в котором он сам ставил подобные спектакли и который сохранял упрдовж всей жизни.

Итак,

можем сказать, что своего «Фауста» Гете создавал не шестьдесят, а целых восемьдесят лет.

Проблемный вопрос. Кто же такой доктор Фауст? Чему его приключения были интересные и взрослым и даже детям?

Сообщение «История создания «Фауста». Подобно до многих классических произведений, «Фауст» зародился в народном творчестве. Прототипом народного Фауста стал колдун и чернокнижник на имя Фауст, который действительно существовал в первой половине XVI столетие и пруд прообразом целой плеяды литературных Фаустов.

Впервые легенда о Фаусте возникла в конце XV — в начале XVI ст. Народная легенда

рисует Фауста то волшебником, то поэтом и гуманистом. В 1587 г. вышла первая литературная редакция легенды о Фаусте, выданная Йоганном Шписом под заголовком «История о докторе Йоганна Фауста, знаменитого колдуна и чернокнижника, о его договоре с дьяволом, его приключения и действие, о заслуженном наказании ему, заимствованную главным образом с его бумаг».

Религиозный автор предъявляет обвинение Фаусту в том, что он в гордыне своей «привязал себе орлиные крылья и старался исследовать и небо и землю — все до оставтка».

В сказе Шписа Рафаэль по окончании договора, скрепленного кровью, безжалостно уничтожает Фауста. Следующие немецкие литературные варианты легенды о Фаусте XV — XVII ст. не поднимаются над уровнем «Фауста» Шписа. Другую интерпретацию легенды дал известный драматург английского Возрождения XVI ст., современник В. Шекспира, Кристофер Марло, который в своей трагедии «Жизнь и смерть доктора Фауста» создал титанический образ Фауста, который обратился к магии и старался раскрепостить личность от старых законов.

В XVIII ст. образ Фауста, ученого протестанта, становится особенно популярным. Так, немецкий просветитель Лессинг в драме «Фауст» изображает ученого с большой симпатией. Уже в этом варианте попытка дьявола уничтожить Фауста есть неудачной. Представители «Буры и нажима» с их культом гения, который не признает над собой никаких законов, не могли не прийти в восхищение образом Фауста.

На протяжении нескольких десятков лет драматурги этого движения создают новые варианты «Фауста». В 1778 г. появляется «Жизнь Фауста» Фридриха Мюллера, в 1791 -«Фауст, его жизнь, действие и гибель» Клинкера.

В начале 70-х гг. XVIII ст. к написанию «Фауста» приступает и Й. В. Гете. Он еще в детстве в кукольных театрах познал народного «Фауста». Став лидером группировки молодых «Буря и натиск», Гете пришел в восхищение титаническим образом Фауста и в 1774-1775 гг. создал свой первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст».

В соответствии с общим духом «Буры и нажима» Фауст «Прафауста» — бунтовщик, который рвется к познанию тайн природы, но непременно обреченный на поражение.

В своем завершенном виде «Фауст» состоит из «Посвящения» , «Театрального вступления» , «Пролога на небе», (в котором четко очерчивается главная идея произведения. Пролог приоткрывается торжественным гимном природе, которая находится в постоянном движении, развития, борьбе:

Шумят несдержанно кругом И окутывают твердь и воды

На фоне этого гимна происходит завязка трагедии. Первая часть закончена в 1806 г. , а вторая в1831 г. . По жанру — это драматическая поэма, которая объединяет в себе реальность и фантастику, лирику и философию. Сам Гете назвало свое произведение «трагедия», так как здесь присутствующий острый и непримиримый конфликт Добра и Зла, что длится во Вселенной.

Герой сам стремится победить свою судьбу наперекор воли высших сил.

Таким образом, Фауст, интересовал Гете не как историческое лицо позднего Возрождения, а как образ, в котором Возрождение подает руку «Просвещению так же, как и любой из следующих эпох, которые попробует поставить над всем человеческий ум. Умный человек пор Просвещения высоко оценивает свое право на счастье, но не забывает, что счастье — это дело ума. А именно слово «счастливый» латынью перекладывается как — Фауст.

Судя по истории создания, гетевское определение жанра «трагедия» появилось в конце работы над произведением.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


«Фауст», история создания, композиция и проблематика