Феномен «другой прозы». Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм
Авторы андеграунда требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов.
Писателей «роднит» одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь к его назидательно-наставительному пафосу.
Болезненной и острой была реакция властей на публикации некоторых авторов
Они были осуждены
МЕТРОПОЛЬ — литературно-художественный иллюстрированный альманах, работа над которым была завершена к началу 1979 года. В качестве составителей выступали А. Битов, В. Аксенов, Ф. Искандер, Вик. Ерофеев и Е. Попов.
Мысль о подготовке бесцензурного сборника объединила группу из 23 авторов, среди которых были как широко печатающиеся профессиональные литераторы, так и авторы, по той или иной причине редко публиковавшиеся, более известные в других областях литературы, либо те, чьи литературные произведения вовсе не могли пробиться в официальную печать. Кроме них, в альманахе были представлены работы М. Розовского и В. Тростникова, чья профессиональная деятельность напрямую с литературой не связана. Оформили альманах художники Б. Мессерер и Д. Боровский. Художник А. Брусиловский представил графическую серию, иллюстрирующую стихи Г. Сапгира.
Авторы «Метрóполя», за малым исключением, в опубликованных произведениях реальных, политических проблем вообще не касались. Но обращение к тематике, которая не поощрялась, использование ненормативной лексики, гротескные ситуации и ирония по отношению к известным фактам истории — вызвали широкий общественный резонанс, а намерение уйти из-под надзора государства стало вызовом существующей государственной системе.
После «перестройки» альманах был переиздан, были проведены посвященные ему литературные вечера.
Мечта бездомного — крыша над головой; отсюда и «МетрОполь», столичный шалаш над лучшим в мире метрополитеном. Авторы «МетрОполя» — независимые литераторы. Единственное, что полностью объединяет их под крышей, — это сознание того, что только сам автор отвечает за свое произведение; право на такую ответственность представляется нам священным.
Не исключено, что упрочение этого сознания принесет пользу всей нашей культуре.
Феномен «другой прозы». Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм