Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев
Наиболее обстоятельно в настоящее время изучены такие вопросы в этой теме, как особенности развития горьковских традиций в творчестве Н. Островского1; своеобразие освоения гоголевской стилистики, гоголевской метафоричности в романе «Как закалялась сталь»; интересное решение вопроса пушкинской стилистической традиции у Н. Островского предложено Л. И. Тимофеевым в его работе «Метод и индивидуальный стиль «.
Что же касается ракурса темы, избранного А. Приймой в его статье «Преодоление. Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев
Тем не менее поведанная в этом этюде история трагической болезни, поиски героем смысла жизни, отданная искусству, решающая роль в возрождении человеческих сил — все это открывает близкое фабульное сходство произведений В. Короленко и Н. Островского. Но для истории литературы важны в данном случае
Бесспорно, герой «Слепого музыканта» и Павел Корчагин в, «Как закалялась сталь» проживают разную жизнь: материально обеспеченную, оберегаемую от всех внешних тревог в произведении В. Короленко и, наоборот, потребовавшую для истории буквально всех сил героя в романе Н. Островского.
Да и характер писательских наблюдений во многом разнится между собой. Значительная часть повествования у В. Короленко сосредоточена на буквально врачебной пристальности автора к физическому состоянию героя: писатель сосредоточенно следил за тем в жизни героя, как природа перестраивала его систему органов чувств, обеспечивая ему полнокровную связь с окружающим миром. Все происшедшее с героем интересовало В. Короленко как одна из загадок природы: «Самая причина несчастья скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни»1. «Основной психологический мотив этюда,- говорил о «Слепом музыканте» В. Короленко,- составляет инстинктивное, органическое влечение к свету.
Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение».
У Н. Островского нет этого плана повествования. Автор «Как закалялась сталь» изучал «механизм» главным образом социальных реакций героя, его общественных связей с миром.
И, тем не менее в повести В. Короленко герой делает шаг, пусть первый шаг, но по тому именно пути, который впоследствии приведет героя Н. Островского к неслыханной человеческой победе. К слепому музыканту, так же как и к Павлу Корчагину, пришло духовное прозрение, и лишь после того, как, пережив нелегкие испытания, Петр смог хотя бы отчасти, но породниться все же с судьбой своего обездоленного народа. Он не в силах был еще вступить на путь борьбы за угнетенный народ, как это сделал Павел Корчагин, но сумел проникнуться состраданием к бедственному положению простых людей, и только это одарило его музыку настоящей творческой силой. В этом и состояло его прозрение: «Да, он прозрел…
На месте слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…».
Служение людям оказалось самой значительной нравственной силой в жизни героя. Психологические наблюдения В. Короленко были как бы одной, из первых разведок в русской литературе в том «бою», который после свершившейся революции поведет за своего героя Островский-художник.
Тщательный психологический анализ позволил В. Короленко показать силу и поэзию самых различных переживаний личности: чувство природы, сыновняя привязанность к матери, любовь к женщине, отцовство. Но писатель пришел к выводу о том, что тайна самого большого могущества человеческих сил заключена псе же в родстве личности с народом, с общечеловеческими идеалами. Но это было в «Слепом музыканте» лишь наметившимся зерном концепции, которая получит впоследствии свои развернутые очертания в романе Н. Островского.
Если герой В. Короленко сумел только прикоснуться к этому источнику человеческих сил и был способен лишь на то, чтобы «напомнить счастливым о несчастных», то герой Н. Островского на этом пути сумеет перед лицом всего человечества постичь высшее человеческое счастье в завоеванном им счастье своего народа.
Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев