Фет тема природы в лирике

Давно подмечено, что определенные состояния природы довольно точно соответствуют разным душевным состояниям и настроениям человека. Этим широко пользовались поэты и писатели, особенно в лирике. Передача психологического состоя­ния лирического героя через «настроение» природы — художе­ственный прием, с которым мы встречаемся еще в произведе­ниях устного народного творчества. В русской лирике XIX века особого мастерства в этом своеобразном пейзажном психоло­гизме достигает Фет. Зачастую в его стихотворениях как будто бы нет ни слова

о человеческих чувствах — только пейзажная зарисовка, но по ней мы безошибочно определяем настроение лирического героя.

Вот, например, начало одного из стихотво­рений: «Что за вечер! А ручей / Так и рвется. Как зарей-то со­ловей / Раздается!» При помощи этого пейзажа создается на­строение бодрости, радости, счастья, чему соответствует и ритмика стихотворения.

В других случаях пейзаж служит за­ставкой к собственно психологическому изображению или об­рамляет его, создавая наглядный и ощутимый образ душевного состояния, — так происходит, например, в шедеврах фетовской лирики «Я пришел к тебе с приветом…»,

«Теплый ветер тихо веет…», «Шопот, робкое дыханье…» и др. С помощью картин природы Фету удается показать довольно сложные и 1рудные для литературного изображения душевные состояния. В этом смысле его поэзия была новаторской и оказала влияние не только на поэтов-лириков, но и на развитие психологизма в прозе, например у Чехова, Бунина, Куприна.




Фет тема природы в лирике