Философская проблематика по рассказу Господин из Сан-Франциско

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написано И. А. Буниным в 1915 году. Рассказ основан на общем впечатлении автора от его путешествия и как бы намекает на социальный развал во всем мире. Бунин специально не дает имени главному герою, представляя нам обобщенный образ.

Изначально названием рассказа было «Смерть на Капри», но в процессе работы над произведением Бунин отказался от названия, содержащего слово «смерть».

Несмотря на это, ощущение неминуемой гибели появляется с первых же слов эпиграфа.

Повесть рассказывает

о последних днях жизни состоятельного американского господина, решившего в своим 58 лет начать жить. Именно начать, ведь он работал все это время, пытаясь обеспечить себе достойную старость. Он считал, что жизнь — это отдых и удовольствие, которое он заслужил. потому он тщательно распланировал маршрут поездки, что в свою очередь уже является глупыми подчинение графику.

И все почти сразу идет не так, как задумал главный герой. Да и к тому же было что-то в его существовании искусственное, где расписано не только каждое движение пассажиров, но и их эмоции. Тут-то уже ясно показывается диссонанс меду мнениями главного

героя и автора. Такое существование невозможно назвать полноценной жизнью.

Герой живет только мгновение, и то борясь со смертью.

Дальше картина предсказуема. Если уж герой в начале сам развлекается, беседуя с людьми высшего круга и наблюдая за фальшивыми влюбленными, то и после смерти господина этот же высший круг продолжает прожигать свою жизнь теперь уже без главного героя, чье тело покоится глубоко под ними.

«Господи из Сан-Франциско» полон символизма. Гроб в трюме — послание тем, что веселятся, означающее, что все люди равны перед смертью, а деньги их не могут помочь им в последние мучительные минуты. Счастье их на самом деле и не счастье вовсе, их мировоззрение не может сравниться с видением мира простых бедных горцев.

Идея произведения — не просто история о смерти богача. Накопленные им деньги, его чин не имели больше значения. Вот, что важно.

Бунин раскрывает в своем рассказе собственное видение смысла жизни, и кроется этот смысл явно не в приобретении богатства и славы.

Герой назван господином, потому что в этом и складывается его суть. По крайней мере, это он так считает и потому упивается своим положением. Он представляет собой то общество, которое губит в человечестве все живое, заставляя придумывать себе расписание, слепо следовать ему и жеманно улыбаться в притворном наслаждении.

В таком обществе нет ничего духовного, его цель — быть богатым и пользоваться этим богатством. Но от этого никто еще не стал по-настоящему счастливым.

«Атлантида» — корабль, несущий это общество к новым наслаждениям; океан, по которому плывет корабль — неподвластная даже самым богатым людям стихия, способная вмиг разрушить планы «мертвого общества» и отправить его на дно. А на дне общество будет ждать господин из Сан-Франциско. «Атлантида», по сути, идет в никуда, увлекая за собой слепое общество черствых людей.

Основная проблема рассказа «Господин из Сан-Франциско» — мертвое общество, способное лишь хвалиться перед всеми своими деньгами да жить по расписанию, составленному таким же бесчувственным неживым человеком. В своем дневнике Бунин написал следующее: «Плакал, пиша конец».

Над чем же он плакал? Над печальной участью только начавшего жить господина: Над его семьей, оставшейся теперь без кормильца? Ведь теперь им придется искать жениха, чтобы дочь господина продолжила свою скучную жизнь, как и велит расписание. Я думаю, что опечалила автора судьба «мертвого» общества, их образ жизни и беспристрастие к чужому горю; их черствость и бесчувственность.

В этом-то и заключается проблема современного общества, как и многие годы тому назад.




Философская проблематика по рассказу Господин из Сан-Франциско