Философская проблематика романа А. Камю «Чума»
Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо.
Он должен вмешиваться в поле зла и бессмыслицы; жизнь, бунтовать против имеющегося в жизни абсурда, бороться с отчаянием, выполнять свою обязанность. Роман-притча «Чума» был опубликован 1947 г. По свидетельству самого Камю «явное содержание «Чумы»
В этом романе А. Камю с чрезвычайной остротой поставил философскими проблемы добра и зла, морального выбора человека: покориться неотвратимой или, даже не имея надежды на победу, бунтовать против непреодолимого зла. Действие произведения происходит в алжирском городе Оран, который охватила эпидемия чумы. И болезнь начинается внезапно, ее никто не ждал.
И
Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, которая «гласит — это хорошо делать свое дело». Он призывает к борьбе: «…Когда видишь сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, лишь бы примириться с чумой». И хотя для врача чума — это «неминуемое поражение», он не опускает руки. «…Вокруг меня тьма, а я пробую пусть хоть что-нибудь в ней увидеть. …Я не знаю, ни что меня ждет, ни что будет. Сейчас есть больные и надо их лечить.
Я спасаю их, как умею, да и все». Для него важнейшее в жизни — оставаться человеком при любых обстоятельствах. Другой герой, который также достойно выполняет свой общественный долг человека — Жан Тарру.
Он понимает, что бедствие, а это, и жертвы — безграничные. Тем не менее, Тарру старается встать по другую сторону бедствия. Парижский журналист Рамбер, который от начала карантина старался всеми правдами и неправдами оставить зачумленный город, чтобы поехать к любимой женщине, со временем ощутил, что ему «стыдно быть счастливым одному» во время тяжелого периода, и поэтому он остается в Оране. Он самоотверженно работает в санитарной службе.
Риэ и его единомышленники — мыслитель Тарру, служащий Гран, журналист Рамбер и другие — организовывают дружины, чтобы по мере своих сил противостоять чуме, не остаться в стороне. Они знают, что «надо бороться тем или иным способом, ни за что не опускать руки». Эти добровольные дружины выезжают на вызовы, изолируют зачумленных, вывозят трупы, помогают жителям Орана «войти в чуму», понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор.
И вот за год чума начала отступать, начала терять свои силы; она будто истощилась, сама себя исчерпала. «Уже с одного того, как выпускала она со своих, когтей явным образом обреченных насмерть жертв, …из того, как она запыхалась и суетилась, можно было с уверенностью сказать, что она истрепана, утомлена, в чем-то разладилась, будто, теряя власть над собой, чума вместе с тем утратила свою мощь, действенность, бывший источник своей силы».
Замечательным февральским утром на рассвете в конце концов отворились городские ворота, и отпраздновали этот день как самый большой праздник. Тем не менее доктор Риэ, идя радостными улицами счастливого города, думает о том, что «бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулку мебели или в поленнице белизны, она терпеливо выжидает своего часа…» Зло нельзя уничтожить полностью. Время от времени оно появляется из тома или другому виде.
Человек должен быть готов снова и снова делать свой выбор — покориться злу или бунтовать против него.
Философская проблематика романа А. Камю «Чума»