Философские мотивы лирики Н. А. Заболоцкого

Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода.

В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в нее человека, когда человек возомнил себе, что растительный и животный мир подвластны ему. Поэт категорически не согласен с этим, он считает, что человек должен жить в гармонии с природой, она «тоже живая и

тоже дышит». В стихотворении «Лодейников» Заболоцкий замечает каждую мелочь и воспевает ее:

…Над селеньем

Всходил туманный рог луны,

И постепенно превращалось в пенье

Шуршанье трав и тишины.

Однако не только природа интересует поэта, в своем творчестве он поднимает и другие философские вопросы. Один из них — тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней. Заболоцкого волнуют судьбы людей ничем не выдающихся, он умеет увидеть за внешней простотой обаяние духовности, опоэтизировать будничное. Так, в стихотворении «Некрасивая девочка» автор начинает с описания непривлекательной

внешности своей героини:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Но затем неожиданно Заболоцкий переходит к размышлению о внутренних качествах девочки:

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Так что же важнее? Красивый сосуд, в котором пустота, или «огонь, мерцающий в сосуде»? Конечно, яркая душа, а не внешность или известность. Эта мысль становится ведущей в стихотворении «Старая актриса».

Капризная старуха, не имеющая уже ничего — ни былой славы, ни красоты — держит в подвале робкую девочку для «бытовых нужд»: «здесь она выбивает ковры у дверей, пыль и плесень стирает с ампира». А девочка в силу своей простоты, детской наивности и чистоты души ничего не понимает.

И когда ее старая тетка бранит,

И считает и прячет монеты, —

О, с каким удивленьем ребенок глядит

На прекрасные эти портреты!

Философские взгляды на жизнь и смерть открываются в стихотворении Заболоцкого «Метаморфозы». Метаморфозы — значит, изменения, Поэта интересует вопрос вечной жизни, а вернее, перетекания из одного состояния в другое, более совершенное. Он уверен, например, что «мысль некогда была простым цветком».

С религиозной точки зрения бессмертие — это возрождение в новом обличье. Заболоцкий поддерживает эту мысль, но он опирается и на научные открытия, философские и психологические теории. Мир изменяется с каждой секундой и человек меняется вместе с ним:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, —

На самом деле то, что именуют мной, —

Не я один. Нас много. Я — живой.

Человек у Заболоцкого одновременно развивается духовно и физически, на протяжении всей жизни он умирает и тут же предстает в новом обличье:

А я все жив! Все чище и полней

Объемлет дух скопленье чудных тварей.

В творчестве Н. Заболоцкого в полной мере отразилось философское восприятие мира. Больше всего поэта волновали темы истинной человеческой красоты и совершенства природы — «поющего органа», в котором все слажено, а также вопросы жизни и смерти.




Философские мотивы лирики Н. А. Заболоцкого