Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого

Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого. Гносеологические вопросы бытия в начале 30-х гг.

Он осмысливает сквозь призму современной социальной проблематики. Поэтическим кредо Заболоцкого стали культ разума и вера в жизнь. Заболоцкий близок Ф.

Тютчеву в осознании глубинных связей между человеком и природой, но в трактовке их он исходит из достижений науки, позволяющей установить принципиальное единство между микро и макромиром, общность законов «для микробов, людей и планет».

Если его предшественники, исследовавшие взаимоотношения человека с природой, противопоставляли личности, извращенной буржуазной цивилизацией, мир гармонической природы, то Заболоцкий не видит в природе ни гармонии, ни цельности. Потрясенный ее жестокой диалектикой, он поддерживает идею посмертного перевоплощения.

Устремленный мыслью к тайнам мироздания, он отвергает постулаты вульгарного социологизма, высмеивает их в поэме «Торжество земледелия». Искания Н. Заболоцкого начала 30-х гг.

Не были поняты современной критикой. В одном из его произведений Е. Усиевич видела «проявление классово враждебных

тенденций в классической для данного этапа классовой борьбы форме, т. е. в форме, тщательнейшим образом замаскированной». В поэме «Торжество земледелия» Усиевич усмотрела «не социалистическую утопию», а «карикатуру на социализм».120 Во второй половине 30-х годов Н.

Заболоцкий корректирует и углубляет свои творческие принципы, по-прежнему пытаясь найти ответы на коренные вопросы бытия. Он выходит из кризиса, развивая свое представление о человеке, вносящем в природу позитивное, организующее начало, преодолевающем хаос бытия. Пораженный бессмысленностью стихийного существования природы, Заболоцкий выдвигает идею ее гармонизации усилиями мыслящей личности: — Природа черная, как кузница, — Отныне людям будь союзница. — Тебя мы вылечим в больнице, — Посадим в школу за букварь, — Чтоб говорить умели птицы — И знали волки календарь. Возвышая человека не только как мыслителя, но и как творца, поэт открывает для себя тему созидательного труда, преобразующего природу.

Ему слышны теперь не только голоса природы — ему явственна и музыка человеческого труда.

Говоря о его стихах второй половины 30-х гг., А. Павловский констатирует: «Здесь Заболоцкий прямо противоположен себе же как автору «Столбцов». В «Столбцах» человек, ничтожный, суетный и часто низкий, был противопоставлен природе, ликующей, чистой и неизменно высокой. Начиная со второй половины тридцатых годов он смотрит и на природу и на человека объективно.

Природа прекрасна, но несовершенна, — грубо говоря, она недоделана.

И он любит подсмотреть ее в те минуты, когда, сознавая свою незавершенность, она как бы тянется к мудрой и благодетельной людской помощи».122 Отказываясь от подчеркнутой эксцентричности ранних стихов, поэт искомую им гармонию воплощает в классически чеканных строках, посвященных природе. Материалом для глубоких раздумий поэту служат конкретные события середины 30-х гг. Именно Заболоцкий написал одно из стихотворений. Стихотворение «Север» дает философское осмысление процессов преобразования природы, человеком: — Корабль недвижим.

— Призрак величавый, — что стоишь с твоею чудной славой? — Ты — пар воображенья, ты — фантом, — но подвиг твой — свидетельство о том, — что здесь на Севере, в средине льдов тяжелых, — разрезав моря грудь, — флотилии огромных ледоколов — пробьют над миром, небывалый путь.




Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого