«Философские размышления Г. Сковороды»

Какое оно, где его искать? Это ощущение всегда напоминает о себе спокойствием и необычным волнением сердца. Каждый представляет птицу счастья по-разному, а Г. Сковорода своими действиями помогает понять пути и способы его достижения. Великий и мудрый понимает счастье в самопознании, а доказательство в ответе к монахам: «Я столпотворение умножаю собою.

Мир меня не поймает».

Григорий Саввич Сковорода. Выдающийся украинский писателя, философ и педагог, отстаивал права трудового народа на свободу и разностороннее развитие, на счастливую

жизнь. Главными размышлениями Г. Сковороды как творческой личности были размышления о счастье человека и путях его достижения.

Ими полно все его творчество. «Как хочешь быть счастливым, не ищи своего счастья за морями…», ибо, как считал Г. Сковорода, оно не только рядом с тобой, оно «внутри тебя», «в твоем чистом сердце, в твоей честной душе, живущей по законам Божьим и велению Божьему. Эта мысль повторяется в разных вариациях, сентенциях, библейских тезисах, но лаконично она передана в формуле: «Счастье твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутрь тебя есть». Достичь счастья — значит прислушиваться

к своему внутреннему голосу, выслушать себя, т. е. вполне войти «в храм свой», жить в гармонии с природой, с Богом, ибо только это приносит счастье, это предусмотрено тебе «блаженной натуре». Все, что нужно человеку, силы, которые держат его на свете, противостоят злу, он имеет в себе от природы. Нужно только все познать, открыть в себе и использовать на благо.

Более четверти века жил среди простого народа философ. Его размышления о смысле человеческой жизни проходят через его произведения. В баснях Сковороды является важным мотив «сродного труда», труда, который является естественной потребностью каждого человека.

Без труда человек не может иметь счастливой жизни и морального удовлетворения, убеждает Григорий Савич.

Чтобы шире и ярче показать свои размышления о самом важном чувстве, Сковорода дает философские взгляды в своих бессмертных произведениях. В основу басни «Пчела и Шершень» положена мысль «сродного» труда, объединяющая любимое человеку занятие с общим. Родственное дело с настоящим счастьем, когда природа способствует.

Притча-повествование «Неблагодарный Эродий» рассказывает о большой роли природных сил человека в воспитании и обучении:»Сокола довольно быстро начнут летать, но не черепахи». Природа помогает выявить духовные качества, по которым Сковорода учит судить о ней человека в притче «нищий Жаворонок», которая показывает основой жизни здоровую душу. Странствующий философ призывает к гуманности, без которой высохнет важнейший источник человеческого счастья — любовь к людям и природе, любовь к прекрасному, к обучению и духовному обогащению. Заповеди справедливости, добра, человечности и трудолюбия находят отклик в сердцах современников, так прокладывают путь к настоящему счастью, к которому стремится каждый человек. Философские произведения Сковороды — это великие достижения украинской литературы, а голос великого писателя становится «чище и громче в веках».

Работа приносит обществу материальное и духовное богатство. Смысл жизни — работать по призванию, по наклонностям и таланту, выполнять посильный и доступный ему труд. Только тогда все люди будут счастливы.

Ценность жизни — «естественный» труд. Эту идею Сковорода проводит в баснях «Собака и Кобыла», и особенно выделяется произведение «Пчела и Шершень». Пчела по призванию собирает мед. А без работы она не мыслит своей жизни.

И это естественно, по мнению автора. Люди же типа Шершня — это паразиты, — стремится доказать Сковорода. Они живут воровством чужого для того, чтобы «есть, пить». В образе Шершня осуждаются представители господствующих кругов.

А Пчела — это образ мудрого, трудолюбивого человека, для которого смысл жизни в его «естественном» труде. Баснописец чтит Пчел как символ честности и трудолюбия и позорит шершней как нетрудовых элементов общества.

Основой счастья, как считал Сковорода, является «сродный труд», то есть тот, к которому человек имеет естественные наклонности и способности. Представляя мировоззрение украинцев как трудового земледельческого рода, он почерпнул из народной мудрости здоровый взгляд на труд как источник жизни. От народа перенял он и мнение о том, что воспитание должно осуществляться по принципу «врожденности», уместности для того или иного человека. Ведь есть в казне народной мудрости множество высказываний, в которых передается многовековой опыт и взгляды на труд и воспитание: «Знай Щвец свое шевство, а в кравецтво не вмешивайся», «Волка в плуг, а он в луг», «Сесть на своего коня». В народной фразеологии нет чувствительнее оценок, чем в адрес тех, кто занимается не своим, кто примеряет на себя чужой кожух: «как корове седло», «как зайцу бубен» и т. д. Это здоровый народный смех послужил источником высмеивания, осуждения и оценки соответствующих человеческих пороков и в баснях Г. Сковороды.

Некоторые из названных пословиц он использовал или как исходный тезис для развертывания сюжета басни, или как сентенцию в морали. Однако все заимствованное из народной казны, как и из мирового литературного опыта, претерпевало в творчестве Сковороды изменений, переплавлялось в горниле его незаурядного таланта. «Сродный труд» приносит счастье, придает сил, «необходимое делает нетрудным, тяжелое — ненужным», поскольку с человеком Бог. Под покровом «блаженной натуры» человеку немного надо приложить усилий для счастья. Нужно только познать себя, а узнав, быть деятельным, ибо «сродность трудолюбием утверждается».

К тому же не надо страдать, что Бог одному дал мало, а другому — больше, потому что «без сродности все ничто».

Учение Г. Сковороды о путях достижения человеком счастья, хотя и привлекало своей мудростью, было утопическим. Ведь речь шла в нем о природном, а не об общественном человеке. Человек же вне общины, вне общества, часто диктует свои условия, — немыслим. Однако учение Сковороды — это размышления: стоит ли чего-то общество, которое не ценит в человеке врожденных способностей, не позволяет ему раскрыть себя, реализовать их сполна?

В баснях Сковорода раскрывает благородство людей, жизнь которых проходит в «сродном» труде. Студент стремится работать по призванию, которое даст ему большое моральное удовольствие для души и будет полезным для общества. Но есть еще одно всеобщее условие счастливой жизни — доброжелательное отношение человека к человеку, взаимопонимание, взаимоуважение, верность. Г. С. Сковорода писал: «Счастлив тот, кто сопряг сродную свою частную должность с общей.

Сия есть истинная жизнь».

План

I. Г. Сковорода — педагог, просветитель, писатель.

II. «Учеба не труд, а радость…» .

1. Красота природы в стихотворениях «Эй, поля, поля зеленые», «Уже облако прошло. Радуга в небе играет»,»Весна любимая, гей, пришла…».

2. Природа как источник поэтического вдохновения в стихотворении «В город не пойду богатый — в полях я буду жить…».

3. Параллелизм «природа — человек» в стихотворении «Ой, птицы желтобокие».

4. Связь с фольклором и напевность стихов Г. Сковороды о природе.

5. Красота изобразительно-выразительные средства стихов Г. Сковороды о природе.

III. Природа — кормилица и муза для Г. Сковороды и для современных поэтов.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


«Философские размышления Г. Сковороды»